Октябрь

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ, поэт
205 лет со дня рождения  (1809-1842)
Самородок
   Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет: отец, человек круто­го нрава, решил, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы он стал его помощником, перегонял и продавал скот.
    В 16 лет юноша начал писать стихи.  В 1835 г. на средства, собранные по подписке, была издана первая и единственная при жизни поэта книжка стихов. Талант самоуч­ки горячо поддержали известные литераторы и критики. Их привлекла глубокая народность стихотворений поэта, резко отличавшая его лири­ку от многочисленных подделок под народную поэзию.
   Творчество Кольцова открыло для поэзии новые жизненные пласты, и передовые современники рассматривали его талант как свидетельство творческих сил, таящихся в народе.
   1836 год стал переломным в творческом развитии поэта. Его стихи печатались в журналах «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский наблюдатель» и др. Одно из стихотворений опубликовал в «Современнике» А. С. Пушкин.
   На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837 г.).
   Кольцов воспевал радостный труд человека на земле, гармоничную слитность его с природой («Песня пахаря», «Урожай», «Косарь»). Реалистические картины сочетаются в некоторых его стихах с известной идеализацией народной жизни. Суждения о литературе, высказанные в письмах к друзьям, показывают: несмотря на узость окружавшего его мещанского мирка и трагические обстоя­тельства личной жизни (отец крайне негативно относился к литератур­ному творчеству сына), поэт продолжал творить и развиваться.  
   Подлинная народность образов, свежесть и яркость языка Кольцова впитали богатства народно-песенного творчества. Многие его стихи положены на музыку.
   В 1840 г. после поездки в столицу, завершившейся неудачей в торговых делах, поэт заболел чахоткой, которая и свела его в могилу. Похоронен  в Воронеже.
   В 1846 г. вышло в свет подготовленное В. Г. Белинским посмертное собрание сочинений Кольцова.
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ,
поэт, писатель, драматург
200 лет со дня рождения (1814-1841)
«Я здесь был рождён, но нездешний...»
     Родился в Москве, в дворянской семье.
   Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребёнка. Частые, слабо прикрытые измены, в том числе в стенах имения, с воспитательницей Михаила, немкой Сесилией Фёдоровной, настроили против Юрия Петровича и жену и тёщу. Окончательно рухнули отношения, когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу. Болезнь Марьи Михайловны после того случая стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной её преждевременной смерти.
   После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.
   Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.
   Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии.
    В 1828 г. Лермонтов был определён в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г., по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.
   Одним из первых,  появившихся в печати его произведений, была опубликованная без ведома автора в 1835 г. поэма «Хаджи Абрек».
    В 1837 г. за гневные, обращённые против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.
   Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей. В нём отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.
   За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычёркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.
   Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г. было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора с Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г. дуэлью, на которой поэт был убит.
   Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства.
   Первоначально был похоронен в Пятигорске, но в апреле 1842 года останки поэта были перезахоронены в селе Тарханы Пензенской области.
 
ИВАН  САВВИЧ  НИКИТИН, поэт
190 лет со дня рождения (1824-1861)
Певец народной души
 
   Родился в семье торговца в Воронеже. Учился в духовной семинарии (до 1843г.).
   В 1859 г. открыл книжный магазин, ставший центром литературно-общественной жизни города.
   В раннем творчестве (1849-1854; печатался с 1853 г.) отдал дань религиозно-мистическим настроениям, созерцательным описаниям природы.
   Большое значение для формирования мировоззрения поэта имела революционно-демократическая критика, в том числе статьи о нём ведущих русских публицистов того времени.
   В его поэзии утвердилась тема народной жизни: стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др. (1857), поэма «Кулак» (1858).
    Беспросветная жизнь крестьян изображена в стихотворениях: «Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.; страдания городской бедноты — в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь». Протестом против жестокого общественного строя звучат стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья», «Хозяин», поэма «Тарас» (1860, опубликована в 1861г.), «Постыдно гибнет наше время!..», «Тяжкий крест несём мы, братья...», «Падёт презренное тиранство» (всё впервые опубликовано в 1906 г.).
    Проза - «Дневник семинариста» (1861) ставила проблему формирования «нового» человека. Мастер русского поэтического пейзажа. К его лирике обращались многие композиторы: Н.А. Римский - Корсаков (1844-1908), P.M. Глиэр (1875-1956) и др.
   Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен.
 
 
КОСТА (КОНСТАНТИН) ЛЕВАНОВИЧ  ХЕТАГУРОВ, поэт
155 лет со дня рождения  (1859-1906)
 
    Вырос в горской крестьянской семье.
    Основоположник литературного осетинского языка. Печатался с 1888 г. под именем  Коста. Писал на осетинском и русском языке стихи, рассказы, пьесы, статьи.  На русском    («Стихотворения», 1895) и осетинском («Осетинская лира», 1899) языках. Автор очерка по истории осетин «Особа» (1894), поэм  «Перед судом», «Фатима» (1889) и др., пьесы «Дуня» (1902).
В творчестве защищал интересы горской бедноты. Одним из лучших произведений поэта считается незаконченная историческая поэма «Хетаг» (конец 1890-х).
В 1885-91гг. жил во Владикавказе, где вёл преимущественно просветительскую деятельность; за публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской области.
С февраля 1893 г., будучи сотрудником газеты «Северный Кавказ» (Ставрополь), вёл идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе.
В 1903 г. тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не мог.
На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии  как поэт. Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке Хетагуров выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, культивирования темноты, невежества и национальной розни. Наиболее значительны его статьи «Владикавказские письма» (1896), «Накануне» (1897), «Насущные вопросы» (1901) и др. Продолжая традиции русских революционных демократов, Хетагуров, по существу, был поборником интернационального единения равноправных народов России.
Поэтическое наследие Хетагурова обширно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. Но всю силу и обаяние поэтического таланта Хетагурова можно ощутить по произведениям, написанным на родном языке, вошедшим в сборнике «Осетинская лира» (1839). Грядущее и Свобода - любимые поэтические категории Хетагурова. Он был певцом бедноты. В его поэзии мысль о народной нищете, о бесправии народа присутствует постоянно. Сатирическая поэма «Кому живётся весело» (1893) посвящена публицистическому обличению «грабителей народной нищеты».
    Творческое наследие Хетагурова в годы Советской власти получило всесоюзное признание, его произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие европейские языки. Хетагуров был также первым осетинским живописцем.
    Последователь русских художников демократического направления, Хетагуров с большим сочувствием показывал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.
Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города — проспект Коста (здесь располагается Осетинская церковь, где похоронен К. Л. Хетагуров).
В 1939 г. в Орджоникидзе организован дом-музей Хетагурова.
 
 
ЮРИИ НИКОЛАЕВИЧ ТЫНЯНОВ, писатель, литературовед
120 лет со дня рождения
1894-1943
Творчество, неотделимое от истории
 
Родился в городе Режица Витебской губернии в семье врача. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1912-1918).
В 1921-1930 гг. был профессором Института истории искусств, опубликовал книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), сборник статей «Архаисты и новаторы» (1929).
Интерес к истории литературы привёл учёного к желанию глубже познать источник своих исследований.
В 1925 г. он дебютировал как прозаик, автор романа «Кюхля» (1925) — о декабристе В.К. Кюхельбекере. Затем вышел роман о судьбе А.С. Грибоедова («Смерть Вазир-Мухтара»,1928). Последующие повести и рассказы автора — «Подпоручик Киже» (1928), «Восковая персона» (1930), «Черниговский полк ждёт» (1932), «Малолетный Витушишников» (1933) — стали классикой советской исторической литературы.
В 1926-1927 гг. он пишет сценарии фильмов «Шинель» и «СВД» (совместно с Ю.Г. Оксманом, 1894-1970).
 В 1935 г., будучи уже тяжело больным, начинает роман об А.С. Пушкине, так пояснив свой замысел: «Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны». Последняя часть романа осталась незаконченной.
Принимал активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», писал статьи по истории кино.
Произведения переведены на многие языки мира.
Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
 
 
БОРИС АНДРЕЕВИЧ ПИЛЬНЯК, писатель
120 лет со дня рождения (1894-1937)
 
Пильняк (настоящая фамилия - Вогау) Борис Андреевич родился в Можайске.
Там, а ещё в Ногинске и Коломне, прошли его детские и юношеские годы. Писать начал рано и   в 15 лет опубликовал свою миниатюру "Весной".
Профессиональную карьеру начал в 1915 г.  Автор сборников рассказов «С последним пароходом» (1918), «Быльё» (1920), романов «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «О'кей!» (1931), «Соляной амбар» (1937) и др., повестей «Красное дерево» (1929), «Повесть непогашенной луны» (1926).
Из-за несогласия с официальной идеологией осуждался советской критикой и цензурой. В 1919 г. выходит первая книжка его рассказов.
 В 1920 г. заканчивает экономическое отделение Московского коммерческого института, в этом же году пишет роман "Голый год", принесший ему известность.
В 1922 - 23 гг. побывал за рубежом - в Германии и Англии, позже ездил в Грецию, Турцию, был в Китае и Японии.
В 1924 г. публикует "Отрывки из дневника". Пресса начала атаку на Пильняка, называя его мелкобуржуазным писателем, предателем.
В 1926 г. опубликовал "Повесть непогашенной луны", тираж которой бы конфискован.
В 1929 г. в Берлине вышла в свет повесть Пильняка "Красное дерево", отклоненная журналом "Красная новь" по идейным соображениям. Советская критика подвергла повесть резкой критике.
В 1930 г. пишет роман "Волга впадает в Каспийское море", где пытается явить появление "новой русской культуры".
Официальные власти многого не могли извинить писателю, и 28 октября 1937 г. он был арестован.
21 апреля 1938 г. был осужден и расстрелян. Посмертно реабилитирован.
 
 
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРКОВ, поэт
115 лет со дня рождения (1899-1983)
 
Родился в деревне Серезнёво Рыбинского уезда Ярославской губернии.
Герой Социалистического Труда (1969), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951). Образование получил на литературном факультете Института красной профессуры (1934). Участник Гражданской и советско-финской войн.
Печатался с 1924 г. В 1925 г. вступил в ВКП(б). Первый сборник стихов «Запев» издал в 1930 г.
 Большинство произведений посвящено героям Гражданской («Последняя война», 1933; «Родина мужественных», 1935; и др.). и Великой Отечественной войн («Декабрь под Москвой», 1942; «Я пою победу», 1946).   
В 1934 г. выступил со сборником "Ровесники", а затем и другими. Автор текстов популярных песен, среди которых наиболее известными стали "Конармейская", "Бьётся в тесной печурке огонь", "Песня смелых" и т.д.
Характерным примером его творчества стали стихи, опубликованные в "Правде" 26.1.1937 г. во время процесса по делу "Параллельного антисоветского троцкистского центра":
Вот все они: - лакеи генералов,
Шпики по крови и друзья шпиков -
Серебряков, Сокольников, Муралов,
Двуличный Радек, подлый Пятаков.
Смерть подлецам, втоптавшим в грязь доверье
Овеянной победами страны!
Во время Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Красноармейская правда" и "Красная Звезда"; выпустил 10 сборников стихов, в т.ч. "Дороги ведут на Запад" (1942), "Солдатское сердце" и "Стихи о ненависти" (1943), "Песни гневного сердца" и "Россия карающая" (1944).
 В 1944 г. главный редактор "Литературной газеты", в 1945-53 гг. - журнала "Огонёк".
 После Великой Отечественной войны, всегда хорошо чувствовавший ситуацию Сурков, выполняя социальный заказ, писал стихи, призывая к борьбе за мир (сборник "Миру - мир", 1950).
 С 1949 г.  - секретарь, в 1950-53 гг. зам., 1-й зам. генерального секретаря Союза писателей СССР. Активно участвовал в травле "не соответствующих" партийной линии писателей, певец сталинской эпохи.
 В 1952-56 гг. - член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956-66 гг. - кандидат в члены ЦК КПСС.
В 1953-59 гг. - 1-й секретарь Союза писателей СССР. С 1954г. -  депутат Верховного Совета СССР.
А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
 
СЕРГЕИ СЕРГЕЕВИЧ НАРОВЧАТОВ, поэт
В раздумьях о пережитом
95  лет со дня рождения  (1919-1981)
 
Родился в городе Хвалынске (ныне Саратовской области). Окончил МИФЛИ и Литературный институт имени М. Горького (1941).
 В 1939  г.ушёл добровольцем на Финскую войну, в 1941 г. — на Великую Отечественную.
Автор поэтических сборников «Костёр» (1948), «Солдаты свободы» (1952), «Взыскательный путник» (1963), в которых преобладает военная тема. В более поздних книгах — «Четверть века» (1965), «Через войну» (1968), «Полдень» (1969), «Знамя над высотой» (1974) — звучат мотивы преемственности боевых традиций, философские раздумья о прожитом.
Лирика поэта гражданственна, отмечена ясностью и простотой стиля. Ему принадлежит исследовательская работа «Лирика Лермонтова. Заметки поэта» (1964).
Выступает как литературный критик: книги «Необычное литературоведение» (1970) и «Атлантида рядом с тобой. Критика, полемика, размышления» (1972) посвящены вопросам русской классической и советской поэзии.
 Тема истории России раскрывается в поэмах «Семён Дежнёв» (1964), «Василий Буслаев» (1973), в рассказах «Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980).
 В итоговой поэме «Фронтовая радуга» (1978-1979) поэт обращается к началу пути своего поколения, к погибшим товарищам.
 Секретарь Союза писателей СССР, первый секретарь Московского отделения Союза писателей РСФСР (с 1971), с 1974  г. был главным редактором журнала «Новый мир».
 При жизни поэта издано 24 сборника его стихотворений и поэм.
 Награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
С. С. Наровчатов умер 22 июля 1981 года в Коктебеле (Крым). Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
 
МУСТАЙ
КАРИМ (МУСТАФА САФИЧ КАРИМОВ), поэт
95 лет со дня рождения (1919-2005)
 
Родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирской АССР в семье крестьянина.
 В 1941 году он окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного пединститута. С первых дней Великой Отечественной войны и до победного завершения М.Карим был на фронте, служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности.
М.Карим начал писать в середине тридцатых годов.
 Его первая книга стихов “Отряд тронулся” вышла в свет в 1938 г., вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.
М.Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – всё подвластно его могучему таланту.
Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи “Цветы на камне”, “Мой край возлюбленный навеки”, “Здравствуй, завтра!”, “Берега остаются”, “О берёзовом листе”, “Карусель”, циклы стихов “Европа – Азия”, о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии.
Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов “Мой конь” (1943), “Стихотворения” (1945), поэмах “Декабрьская песня” (19421), “Ульмасбай” (1942-1944), “Черные воды” (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.
Пьесы М.Карима многообразны по жанрам: это драмы “Страна Айгуль” (1967), “Пеший Махмут” (1981), трагедии “В ночь лунного затмения” (1963), “Салават. Семь сновидений сквозь явь” (1971), “Не бросай огонь, Прометей” (1975), комедия “Похищение девушки” (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса “В ночь лунного затмения”, например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров страны и мира.
М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества “Радость нашего дома” (1951), “Таганок” (1966) до новой автобиографической широкоизвестной повести “Долгое-долгое детство” (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.
Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков нашей страны и мира.
Мустай Карим – Герой Социалистического труда (1979), лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1972), награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени и другими орденами и медалями. Народный поэт БАССР (1963), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), Почётный академик Академии Наук Башкортостана (1992).
Награждён двумя орденами Ленина (1967,1979), Трудового Красного Знамени (1955, 1962), Дружба народов (1984), “Знак почёта” (1949), “Отечественной войны I (1985) и II (1945) степеней, Красной Звезды (1944), “За заслуги перед Отечеством” III-степени (1995).
Член Союза писателей СССР с 1940 года.
Умер 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе.
 
 
КИР  БУЛЫЧЁВ (ИГОРЬ ВСЕВОЛОДОВИЧ  МОЖЕЙКО), писатель
80 лет со дня рождения (1934-2003)
В гости к будущему...
 
Родился в Москве. В 1957 г. окончил Московский педагогический инсти­тут иностранных языков имени Мориса Тореза, затем — аспирантуру Института востоковедения (1959-1962).
Работал переводчиком в Бирме, корреспондентом журнала «Вокруг света». В научных кругах известен трудами по истории Юго-Восточной Азии, по фалеристике.
Первый рассказ («Маунг Джо будет жить») опубликовал в 1961 г. Карьеру писателя-фантаста начал в 1965г. с публикации рассказа «Долг госте­приимства». В том же году вышел цикл рассказов «Девочка, с которой ничего не случится», положивший начало знаменитой серии повестей об Алисе Селезнёвой («Девочка с Земли», 1974; «Сто лет тому вперёд», 1978; «Миллион приключений», 1982; «Девочка из будущего», 1984, и др.).
Автор фантастических циклов «Великий Гусляр» (1972-2002, 5 кн.), «Доктор Павлыш» (1970-1988, 9 кн.), «Верёвкин» (1992-2000, 7 кн.) и др., а также отдельных романов и повестей, нескольких пьес, сборников рассказов «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Апология» (1990), «Коралловый замок» (1990); Написал сценарии к фильмам «Через тернии к звёздам» (1980), «Золотые рыбки» (1981), «Слёзы капали» (1982), «Подземелье ведьм» (1990).
 Автор научно-популярных работ о морских пиратах, литературно - критических публикаций. Перевёл на русский язык ряд произведе­ний зарубежной фантастики.
Лауреат Государственной премии СССР (1982, за кинодраматургию), премии фантастики «Аэлита-1997».
Умер 5 сентября 2003 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
 Похоронен в Москве на Миусском кладбище.
 
НОВЕЛЛА НИКОЛАЕВНА МАТВЕЕВА, поэтесса
80 лет со дня рождения (1934)
Романтика в каждой строке
 
   Родилась в городе Детское Село (с 1937 г. город Пушкин) Ленинградской области.
С 1950 по 1957 гг. работала в детдоме Щёлковского района Московской области.
В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (заочно).
Печатается с 1958 г. Автор сборников стихов «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966) и др., поэмы «Питер Брейгель Старший»,(1969). В 1961 г.  Матвееву приняли в Союз писателей СССР.
В 1970-1980-х выходят её книги «Ласточкина школа», «Река», «Закон песен», «Страна прибоя» и др.
С конца 1950-х сочиняет песни на свои стихи и исполняет под собствен­ный аккомпанемент на гитаре. Пластинка «Песни» (1966) стала первой бардовской пластинкой в СССР.
 В 1984 г. в Центральном детском театре в Москве поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина (1880-1932), содержа­щая 33 песни поэтессы.
В 1996  г. выходит книга её воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе».
Занимается переводами, пишет пародии и эпи­граммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.
 В 1998  г. Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэ­зии, в 2002 — лауреатом Государственной премии РФ в области литера­туры и искусства.
В поэтических размышлениях стремится преобразить мир обыденных вещей в духе романтической влюблённости в жизнь. Её лирика, пронизанная неожиданными образами и метафорами, тяготеет к притче, афоризму.