Апрель

ДЕНИС  ИВАНОВИЧ  ФОНВИЗИН, писатель
270 лет со дня рождения (1745 -1792)
 
   Родился 14 апреля 1745 года  в Москве,  в богатой дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование.
   В 1755-1760 годах  учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года на философском факультете университета.
Будучи студентом,  начал печататься в московских журналах, сделал перевод «Басен нравоучительных» датского драматурга, историка и философа Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера «Альзира».
   В 1762 г. переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1769 г. создал сатирическое произведение «Послание к слугам моим…». Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией «Бригадир» (1766- 1769 гг.; поставлена в 1770 г.). В 1769 г. Фонвизин стал секретарём у главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина.
  В 1777-1778 годах  он совершил поездку за границу; о ней рассказано в «Записках первого путешествия». В 1781 г. появилось самое значительное произведение писателя - комедия «Недоросль».
  В марте 1782 г., после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературному творчеству. В 1783 г. он опубликовал ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого».
   В 1784-1785 годах  писатель побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещённого вельможи.
   Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен, но литературных занятий не оставил - начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».
   Скончался 13 декабря 1792 г. в Петербурге.
   Похоронен  в Александро-Невской лавре.
 
 АНДЕРСЕН  ГАНС   КРИСТИАН, датский писатель-сказочник
210 лет со дня рождения (1805-1875)
 
   Родился в семье башмачника в Оденсе. В четыре года научился читать. Учился в школе для бедных. Скопив 13 риксдалеров, четырнадцатилетний Андерсен отправился в Копенгаген. Еле сводил концы с концами, живя на те гроши, которые собирали для него доброжелатели. В тоже время начал писать комедии.
   В 1822 г. опубликовал сборник «Юношеские опыты», куда вошли его первые пьесы, новеллы и стихотворения. На него обратил внимание Йонас Коллин – заслуженнейший из государственных деятелей Дании. Коллин выхлопотал ему право бесплатно учиться в гимназии и ежегодную стипендию. Окончив гимназию, Андерсен экстерном сдал экзамен в Копенгагенском университете на звание учителя.
   Андерсен совершил несколько путешествий по Европе, где познакомился
с Г. Гейне, Р. Шуманом, В. Гюго, А. Дюма, А. де Мюссе.  В Англии он подружился с Ч. Диккенсом, ставшим его большим другом. С Диккенсом Андерсен состоял в переписке. Андерсен бывал также в Малой Азии и Африке,
 но особенно полюбил Италию.
   В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность.
   Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки».
   В начале 1840-х годов  Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга
с картинками без картинок».  
  В 1838 г. опубликовал первый сборник сказок. В него вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля».        Сборник принёс ему славу.
   Во второй половине 1840-х годов и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь  прославиться  как  драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.
   В 1840 же году писатель познакомился с известной шведской певицей Йенни Линд,  которую современники называли «шведским соловьем». Однако любовь не была взаимной. Всю оставшуюся жизнь Андерсен прожил в одиночестве, занимаясь литературной работой и сочинением сказок и пьес.
   Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens»)
в Копенгагене.
 
 
ЭМИЛЬ  ЗОЛЯ, французский писатель
175 лет со дня рождения  (1840-1902)
 
   Родился 2 апреля 1840г. в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П. Сезанн. Ему было не полных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении.
   В 1858 году, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, госпожа Золя переехала с сыном в Париж.
   В начале 1862 года Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырёх  лет, он уволился  в надежде обеспечить своё существование литературным трудом.
    В 1865 г. Золя опубликовал первый роман - жёсткую, слабо завуалированную автобиографию «Исповедь Клода». Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э. Мане в его обзоре художественной выставки 1866 года.
   Примерно в 1868г. у Золя возник замысел серии романов, посвящённых одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений. Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня», снискал большой успех и принёс Золя как славу, так и богатство. Последующие романы серии были встречены с громадным интересом - их с одинаковым усердием поносили и превозносили.
   Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары» представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен».
   В последние годы жизни Золя создал ещё два цикла: «Три города» - «Лурд», «Рим», «Париж»; и «Четыре Евангелия» (четвёртый том написан не был).
   Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи. Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности.
   Ко времени завершения цикла (1903) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В. Гюго писателем Франции. Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897-1898). Золя пришёл к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 г. был несправедливо осуждён за продажу военных секретов Германии.
   Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю».
   Приговорённый за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899 году, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.
   Золя умер в Париже 29 сентября 1902 года.  Причиной смерти стало отравление угарным газом - «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами, но это  не было доказано.
   Золя был первоначально похоронен на кладбище Монмарта  в Париже, но 4 июня 1908 года, спустя почти шесть лет после того, как он умер, его останки были перемещены в Пантеон.
 
 
РАФАЭЛЬ  САБАТИНИ, английский писатель итальянского происхождения
140 лет со дня рождения (1875-1950)
   
   Родился 29 апреля 1875 года в старинном итальянском городке Ези, возле Анконы, что на Адриатическом побережье. Его родители, итальянец Винченцо Сабатини, и мать Анна Траффорд, родом из-под Ливерпуля, были известными в своё  время оперными певцами. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.
   Вскоре родители Рафаэля завершили артистическую карьеру и стали преподавать пение, открыв в Порту свою первую школу. И мальчик, которому тогда было около семи лет, переехал к родителям; там же в Португалии он учился в католической школе, а к итальянскому и английскому языкам, которыми он владел с раннего детства, добавился португальский. Через несколько лет семья Сабатини вернулась в Италию, обосновавшись в Милане, а Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий - и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе.
    В возрасте 17 лет Рафаэль Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что свободное владение пятью языками поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию. И в 1892 году тот прибыл в Ливерпуль и несколько лет работал переводчиком.
   В середине 1890-х годов Рафаэль Сабатини начал писать, а в 1899 году уже сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы.
   В 1901 году он получил контракт на роман, пока ещё не написав ни единого, в 1904 году вышла его первая книга.
   В 1905 году, с выходом второй, он совсем отказался от коммерческой карьеры и целиком посвятил себя литературе - каждый год писал по повести или роману, не считая рассказов.
   В том же году он женился на дочери преуспевающего ливерпульского коммерсанта и переехал в Лондон.
   В 1910-е годы  писатель выпустил в числе прочих такие книги, как «Суд герцога» (1912), «Знамя Быка» (1915), «Морской ястреб»  (1915), два тома «Капризов Клио»  («Ночи истории») (1917, 1919).
   В годы Первой мировой войны Сабатини стал английским подданным и работал на британскую разведку в качестве переводчика.
    К 1921 году литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришёл успех - с выходом в Англии, а позже в США, романа «Скарамуш», повествующем о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером.
   Ещё больший успех сопутствовал его роману «Одиссея  капитана Блада» (1922).  А в 1935 году «Одиссея капитана Блада» была перенесена на экран выдающимся американским режиссёром Майклом Кертицем.
   К середине 1920-х годов Сабатини стал весьма обеспеченным писателем.
   Сабатини продолжал писать, отдавая предпочтение рассказам, и в 1930-е годы вышли в числе прочих - две книги о капитане Бладе, ещё один том «Капризов Клио».
   В годы Второй мировой войны у Сабатини начались проблемы со здоровьем, писать он стал меньше; его последний роман, «Игрок»  увидел свет в 1949 году.    А последняя книга писателя, сборник рассказов «Turbulent Tales», вышла в 1950 году.
   Умер 13 февраля 1950 года. 
   Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене.
 
 
ЮРИЙ  ПАВЛОВИЧ  ГЕРМАН, писатель
105 лет со дня рождения  (1910 – 1967)
 
   Родился 22 марта (4 апреля) в Риге в семье поручика.
Во время первой мировой войны отец был на фронте, мать отправилась за ним сестрой милосердия, взяв с собой сына. Всю войну он сопровождал родителей
на фронтах.
   После войны учился в Курске, где в «Курской правде» был напечатан его первый рассказ; затем - очерки, фельетоны и «всякая газетная мелочь». Автору
в то время было 16 лет.
   В юности жил в городе Дмитрове, руководил драматическим кружком. Здесь написал свой первый роман «Рафаэль из парикмахерской», позже изданный в Москве. Чувствуя необходимость профессионального образования, едет в Ленинград и поступает в техникум сценических искусств, выпускавший руководителей самодеятельности. Но ему не понравилась программа: учили танцам, технике речи, фехтованию. Ушёл и  начал работать на металлическом заводе чернорабочим, на досуге писал, печатался в журнале «Юный пролетарий», затем работал в редакции газеты бумажной фабрики.
   Здесь познакомился с немецкими специалистами, приехавшими в СССР. Возник замысел написать роман об этом.
   В 1931 вышел роман «Вступление», положительно оценённый М.Горьким. Затем появился роман «Бедный Генрих» (1934).
   Став профессиональным писателем, всё своё время отдавал литературному творчеству.
   В 1934-1936 годах пишет роман «Наши знакомые», затем - повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин» (1937-1938), переработанные впоследствии в роман «Один год» (1960).
   Во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте военным корреспондентом ТАСС и Совинформбюро, много публиковался в газетах.
    В послевоенные годы пишет киносценарии «Пирогов», «Дело Румянцева», «Белинский», «Дорогой мой человек». Работал над романом «Россия молодая», вышедшим в 1952 году. 
   В 1956 году вышел роман «Подполковник медицинской службы», в 1957- «Дело, которому ты служишь».
  Скончался Ю. Герман 16 января 1967 года.
  Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
 
 
ЮРИЙ  МАРКОВИЧ  НАГИБИН, русский писатель - прозаик,
журналист и сценарист
95 лет со дня рождения (1920-1994)
 
   Родился в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего. В 8 лет, после развода родителей, остался с матерью, которой «обязан основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности». В литературном обучении  ему помогал отчим, писатель.
   Нагибин не сразу нашёл себя, своё  призвание. В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об  увиденном  и услышанном легко и с юмором. Однажды будущий писатель сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но сам процесс писания захватил юношу.
   Однако после окончания школы он поступил в медицинский институт (исполняя желание матери), но остаётся в вузе только до конца первой сессии.
   В это время во ВГИКе открывается приём на сценарный факультет, куда и проходит Нагибин. Учёба даётся ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей - сколько угодно.
   В 1940 году  был напечатан его первый рассказ.
Закончить ВГИК не удалось - началась война. Ушёл на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу - он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.
   В ноябре 1942 года был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса.
   В 1943 году выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта».
   Его приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники «Большое сердце», «Две силы» и др.
   После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял  работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны.
   Середина 1950-х годов была очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое  и  близкое», «Ранней весной».
   Однажды по приглашению своего друга едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Написаны сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были» (1963), «Зелёная птица с красной головой» (1966).
   В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.).
   Много сил Нагибин отдаёт кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, И.Анненскою, А.Голубкиной.
   Работал Нагибин до конца дней своих.
   Уже после его смерти  вышла автобиографическая проза писателя – «Тьма в конце туннеля»; «Моя золотая тёща».
Умер в Москве 17 апреля 1994. Похоронен  в Москве на Новодевичьем кладбище.
 
 
АРТУР  ХЕЙЛИ, канадский прозаик британского происхождения
95 лет со дня рождения (1920-1994)
 
   Родился 5 апреля 1920 года в Лутоне, графство Бедфордшир (Англия).
 Служил в Королевских военно-воздушных силах с начала Второй мировой войны   (1939-1947), после чего переехал в Канаду. Сменив несколько работ, начал писать книги.
   Дебютировав как телевизионный сценарист и автор ряда пьес, он с конца
1950-х годов переходит к сочинению остросюжетных романов, пользующихся популярностью во многих странах мира. Наиболее удавшиеся книги Хейли отличает от трафаретных боевиков стремление к многоплановости изображения, попытка сочетать занимательность с обсуждением социальных вопросов, чаще всего не связанных со сколько-нибудь серьезной критикой буржуазной реальности.
   В 1956 году Хейли  стал профессиональным писателем, начав работать на телеканал CBC для драмы «Опасный полёт» (в печати «Взлётная полоса 08»).
   В «Окончательном диагнозе»( 1959) и «Сильном  лекарстве»  (1984) описал  проблемы  недостатка американского здравоохранения,  в «Отеле» (1965) и «Колесах» ( 1971) - расовую  дискриминацию, в «Менялах» (1975) и «Перегрузке» ( 1979) - проявление экономического и в особенности энергетического кризиса, в «Аэропорте» ( 1968) - противоречия технического прогресса  и  рос преступности.
   После успеха романа «Отель» в 1965 году Хейли переехал в Калифорнию, а в 1969 году переехал на Багамы, чтобы уйти от канадских и американских налогов, на которые уходило до 90 % его доходов.
 Балансируя на грани между «серьезной»  и  «массовой»  литературой, романы Хейли не претендуют на основательность психологического анализа и на глубокое проникновение в суть воспроизводимых конфликтов.
   Многое в этих книгах вытекает из практики журналистского репортажа и, с другой стороны, является откликом на усилившийся с середины 1960-х годов интерес к документально-публицистическому жанру.
   С середины 1970-х годов, в тесной связи с общим усилением в США консервативных настроений, произведения Хейли приобретают более выраженную, чем прежде, консервативную идеологическую окраску, хотя, впрочем, уже роман «В высоких сферах» (1962) отчётливо свидетельствовал об антипатии его автора к идеям социализма.
   С обращением в «Меняла»  и «Перегрузке» к коренным проблемам социально-экономической организации буржуазного общества еще более наглядно выявились конформистские по своей сути воззрения писателя.
   Многие из книг Артура Хейли становились бестселлерами № 1 в списке Нью-Йорк Таймс. В мире было продано более 170 миллионов экземпляров на 40 языках. Многие произведения были экранизированы, а по «Отелю» был снят телесериал. По «Аэропорту» был снят блокбастер с превосходными спецэффектами.
Хейли жил на дорогой вилле на острове Нью-Провиденс, расположенном в архипелаге Багамских островов, вместе со своей второй женой Шейлой (написавшей в 1978 году «Я вышла замуж за бестселлер»).
    Хейли умер на своей вилле в возрасте 84 лет.