февраль

ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН, русский писатель –
165 лет со дня рождения (14.02.1855-05.04.1888)
 
Родился 14 февраля 1855 года в имении  Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния. Детство провёл в военной среде: отец, Михаил Егорович Гаршин, был офицером. Мать, Гаршина Екатерина Степановна, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии ушла  мать Гаршина и  сопровождала его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Всеволод был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.
С 1864 года учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии. В 1868 году она была преобразована в реальную гимназию, а в 1872 году - в 1-е реальное училище. В 1874 году он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт, который не окончил. Занятия прервала война с Османской империей: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу. В ходе войны был переведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку.
Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой последнего рассказа мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его - и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Атталея Принцепс» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, В.М. Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обречённой. Писатель написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости.
Всеволод Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии в творчестве  Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для писателя. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей: «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна». Количество действующих лиц очень ограничено.
Драматизм действия заменён у В.М. Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо». Широкий охват социальных явлений не удавался, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои автора, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь.
В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто всё его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
В возрасте 33 лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт. Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
 
СИНКЛЕР ЛЬЮИС, американский писатель –
135 лет со дня рождения (07.02.1885-10.01.1951)
 
Родился 7 февраля 1885 года в недавно отстроенном городке Сок-Сентр (Миннесота), в семье единственного на весь город врача. С пятнадцати лет работал наборщиком в местной типографии. В университете готовил себя к карьере газетчика, во время и после учёбы практиковался в периферийных изданиях от Айовы до Калифорнии, охотно выполняя функции репортёра. Именно на этой работе Льюис детально изучил жизнь американской провинции, быт и нравы простых американцев.
Уже в то время он пишет, помимо газетных очерков, множество рассказов, которые публикуются в газетах, на которые он работает.
Первый роман Льюиса «Наш мистер Ренн» вышел в 1914 году.
Осенью 1916 году начинающего писателя знакомят с Джеком Лондоном, переживающим глубокий творческий кризис. Лондон решил купить сюжет для нового романа, и Льюис, набивший руку в сочинении сюжетов, продал ему сюжет для романа, первоначально озаглавленного «Бюро убийств». Роман этот, однако, Лондон успел лишь начать, так как 22 ноября 1916 года неожиданно умер. Заплаченных за сюжет денег Льюису хватило, чтобы купить себе новое пальто.
В раннем периоде своего творчества Синклер Льюис выступает как автор типичных для того времени литературных произведений, тема которых - карьера одиночки, выходца из общественных «низов», пробивающего себе дорогу в общество. Конфликт между личностью и обществом, служащий основным движущим противоречием всего творчества писателя, трактуется во всех этих произведениях как внесоциальная проблема. Развитие этого противоречия даётся здесь экстенсивно, в пространственном плане, путём ухода в экзотику путешествий («Наш мистер Ренн», «Полёт сокола»), в спорт («На вольном воздухе»).
Среди произведений этого периода несколько особняком стоит роман «Работа» (1917) - история одной из многих трудящихся женщин Америки, создающей себе карьеру долголетним трудом. В этом романе нет уже того экзотизма, того ухода в романтику, которые характеризуют остальные произведения Льюиса того же периода. «Работа» заключает в себе зародыши тех ростков, которые в своём дальнейшем развитии обусловили превращение писателя из беллетриста в художника социальной тематики.
Но качественный перелом в творчестве Льюиса относится лишь ко времени появления «Главной улицы» (1920) - романа, который стал таким же знаменем для радикальной американской интеллигенции начала 1920-х годов в области художественной литературы, каким была для неё в области идеологии известная «Цивилизация Соединённых Штатов» Гарольда Стернса (1922).
Кризис американской экономики, пришедший на смену «процветанию» времён Первой мировой войны, вызвал движение протеста в кругах мелких американских собственников и в особенности американского фермерства. Это движение вылилось в радикальное течение американской интеллигенции и выдвинуло на авансцену литературы целую плеяду писателей, вошедших в литературную историю под названием «людей 20-х годов». К ним, наряду с Шервудом Андерсоном, Бен Хектом, Флойдом Деллом следует отнести и Синклера Льюиса. Начало подобной «социальной» литературе положили ещё в конце XIX века такие писатели-реалисты, как Хэмлин Гарленд, Стивен Крейн. Непосредственным же предшественником Льюиса в этом плане является Эдгар Ли Мастерс, основное произведение которого — «Антология Спун Ривер» (1915) проложило пути для «Главной улицы». Подобно автору «Антологии Спун Ривер», Синклер Льюис в «Главной улице» восстаёт против лицемерия, ограниченности и нетерпимости провинциальной Америки. Если раньше романтика, мечты о нереальном мире были для писателя средством примирения противоречий между его героями и действительностью, то теперь в его творчестве начинается период разрушения иллюзий. Отталкивание персонажей С. Льюиса от их общественной среды приобретает известную социальную направленность. Характерно, что в конце романа «Главная улица» он объявляет: смех остаётся для протестующей героини (Кэрол), вернувшейся к своему семейному очагу, «единственно возможным орудием борьбы».
В дальнейшем его творчество продолжает развиваться в том же направлении. В «Бэббите» (1922) он создаёт классический образ стандартного обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее вызывающих противоречий капиталистического общества, развивая таким образом мотивы «Главной улицы». К «Бэббиту» примыкает и более позднее сатирическое произведение писателя «Человек, который знал Кулиджа» (1927).
Следующий роман Синклера Льюиса «Мартин Эрроусмит» (1925, Пулитцеровская премия), вскрывающий положение науки в условиях современной автору Америки, выделяется среди остальных «обличительных» романов писателя этого периода наличием положительной программы - требований, отвечающих настроениям части технической интеллигенции. Это обстоятельство приходится однако отнести за счёт того, что в создании этого романа наряду с Льюисом принимал участие известный американский учёный Поль де Крюи.
«Элмер Гентри» (1927) - сатира на религию и её представителей - завершает собой период высшего расцвета творчества С. Льюиса, когда он выступает со своеобразным социальным протестом.
В 1929 году вышел его памфлет «Дешевая и довольная рабочая сила», посвящённый забастовке текстильщиков Мэриона (очевидцем которой был писатель), где он становится на сторону рабочих.
В 1930 году Синклер Льюис первым из американских писателей удостаивается Нобелевской премии по литературе - «за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры». Нобелевская речь писателя, названная «Страх американцев перед литературой», вызвала широкий общественный резонанс в стране, поскольку в ней автор выступил против тех, кто «боится любой литературы, кроме той, которая превозносит всё американское, в равной степени недостатки и достоинства».
После вручения премии писатель создал ещё девять романов, но они не имели прежнего успеха, за исключением «У нас это невозможно» - сценария возможного установления в США фашистской диктатуры.
Умер Синклер Льюис в Риме 10 января 1951 года от сердечного приступа, вызванного алкоголизмом.
 
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК, русский поэт –
130 лет со дня рождения (10.02.1890-30.05.1960)
 
Родился 10 февраля 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.
Воспитываясь в профессионально-артистической семье, поэт рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией. В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета. Весной 1912 года едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы. Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Бориса Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет. В альманахе «Лирика» (1913) впервые опубликованы его стихи. Летом 1913 года, после сдачи университетских экзаменов, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914). В предреволюционные годы он - участник футуристической группы «Центрифуга». Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но поэт  органически не приемлет символисткой надмирности и сверх чувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре. В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьём» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым).
Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (1922), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии автора – её нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Бориса Леонидовича опосредованно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов. Пастернак рвёт с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи. Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).
В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.
В 1922 году Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы. А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений.
Разорвав первый брак, в 1932 году прозаик  женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и её сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.
В 1946 году Б.Л. Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».
Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923, вторая - 1928); в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927) он предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным ещё языком.
В следующие годы обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924) и роман в стихах «Спекторский» (1931), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.
В 1930-1931годы  он создаёт книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора. Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен». Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.
В 20-е годы занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х годов он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов. Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли.
Перед войной создаёт цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчётливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936). В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающим дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор». Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.
Почти всю свою творческую жизнь пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Бориса Львовича.
После войны решает вернуться к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» - интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытиём, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции. С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.
Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением поэта  из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.
В 1952 г. Б.Л. Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959). Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак лёгкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.
 
ВСЕВОЛОД ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ИВАНОВ, писатель, драматург –
125 лет со дня рождения (24.02.1895-15.08.1963)
 
Родился 24 февраля 1895 года в посёлке Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии (ныне территория Казахстана) в семье сельского учителя. Окончил поселковую школу и проучился год в Павлодарской сельскохозяйственной школе. В юности странствовал по Сибири, Средней Азии, Уралу, сменил много занятий (был кассиром, сортировщиком на изумрудных копях, землекопом, цирковым актёром, наборщиком), в период Гражданской войны 1917-1922 годы служил в Красной гвардии, был в партизанах.
Первые публикации относятся к 1915 году: рассказ «Сын осени», затем последовали «Золото», «Ненависть», «Сон Ермака», «Две гранки» и рассказ «На Иртыше», который был послан М. Горькому и получил его одобрение. С 1921 года в Петрограде, где, пользуясь поддержкой М. Горького, Иванов вошёл в литературную среду и стал членом группы «Серапионовы братья». Произведения этого периода отличаются остротой психологических конфликтов, их стиль близок орнаментальной прозе: повесть «Партизаны» (1921), составившая вместе с повестями «Бронепоезд 14-69» (1922) и «Цветные ветра» (1922) сборник «Сопки. Партизанские повести» (1923) – одну из первых книг, посвящённых Гражданской войне. В эти же годы Иванов обратился к авантюрно-философской прозе, разрабатывавшейся им на протяжении всей жизни: повесть «Возвращение Будды» (1923), в которой перипетии постепенного уничтожения статуи – монгольской национальной реликвии вырастают до масштабов развёрнутой символической картины. В традициях плутовского романа выдержана повесть «Чудесные похождения портного Фокина» (1924). Написанный совместно с В.Б. Шкловским авантюрный роман «Иприт» (1925) оказался неудачной попыткой выполнить социальный заказ на создание советского детектива («красного Пинкертона»). В сборниках рассказов «Гафир и Мариам», «Пустыня Тууб-Коя» (оба 1926) центральное место занимает восточная экзотика. Поиск новой художественной манеры отразил и цикл «Тайное тайных» (1927): выполненные в строгом и сдержанном стиле рассказы рисуют «тёмный» мир человеческого подсознания; критики обвинили Иванова в иррационализме, следовании теориям А. Бергсона и З. Фрейда. Фантасмагоричны, пронизаны мифологическими аллюзиями романы «Кремль» (1929-1930, полностью опубликован 1990), а также «У» (1931-1933, полностью опубликован 1988), в которых фантомный сюжет служит лишь поводом для псевдонаучных, иронических, сатирических и других авторских отступлений. Роман «Похождения факира» (1934-1935) – своего рода духовная автобиография Вс. Иванова; моделью мироздания и смысловым центром здесь служит образ цирка. В романе «Пархоменко» (отдельное издание 1939), посвящённом герою Гражданской войны, биографические сведения преображены авторской фантазией.
Во время Великой Отечественной войны Иванов был военным корреспондентом; на военном материале создал роман «При взятии Берлина» (1945-1946). В тот же период Иванов написал роман «Эдесская святыня» (1946). В 1944 году начат цикл «фантастических» повестей, в которых сопоставлено прошлое и настоящее: «Сизиф, сын Эола» (1944), «Агасфер» (1944-1956), рассказ «Медная лампа» (1944-1956). В позднем романе «Вулкан» (1962, опубликован в 1966) пересекаются два повествовательных плана: идеологическая борьба вокруг архитектурного наследия и ордерной архитектуры, осложнённая любовной драмой, сопряжена с историей взаимоотношения античных богов. Незавершённым остался роман «Сокровища Александра Македонского» (1940-1962).
Среди других произведений: пьесы «Блокада» (1928), «Двенадцать молодцев из табакерки» (опубликована в 1936), «Ломоносов» (опубликована в 1953); цикл воспоминаний «Встречи с Максимом Горьким» (1946); очерки о поездке в 1948 году по Средней Азии и Казахстану «По родным местам» (1952); серия мемуарных очерков «История моих книг» (1957-1958) – фантазия Иванова на тему собственной биографии, преображающая факты и реалии. Произведения Иванова переведены на многие языки, неоднократно экранизировались.
В послевоенные годы писатель  много выступал как публицист в защиту мира и культуры.
Умер Всеволод Вячеславович Иванов 15 июля 1963 года в Москве.
 
ЛЕВ ВАСИЛЬЕВИЧ УСПЕНСКИЙ, русский писатель –
120 лет со дня рождения (08.02.1900-18.12.1978)
 
Родился 8 февраля 1900 года, в Санкт-Петербурге в семье инженера-геодезиста. Отец, Василий Васильевич, происходил из разночинной семьи - дед был провинциальным банковским бухгалтером; мать, Наталья Алексеевна, происходила из дворянской семьи Костюриных. Кроме Льва в семье был ещё один ребёнок, младший брат Всеволод (1902-1960). В пять лет Лев научился читать и в 1906 году поступил в школу, но по настоянию врача был переведён в детский сад. В 1912 году поступил в гимназию Петербургская школа Карла Мая.
Октябрьскую революцию 1917 года Успенский и его семья встретили с одобрением. Его отец работал у революционера  М. И. Калинина в Петрограде, затем переехал в Москву, где вместе с военным теоретиком            М. Д. Бонч-Бруевичем и двумя своими братьями стал одним из инициаторов, а потом и руководителей Главного геодезического управления, в котором работал до своей смерти в 1931 году.
После революции писатель с матерью и братом жил в Псковской губернии, занимался сельским хозяйством, а в 1918-1919 годы работал землемером. Зимой 1919 года он вернулся в Петроград, учился в Лесном институте. В 1920 году был мобилизован в труд армию, работал на лесозаготовках, проходил начальное военное обучение. Затем участвовал в Гражданской войне, был топографом штаба 10-й стрелковой дивизии, сражался с отрядами Булак-Балаховича, получил тяжёлую контузию под Варшавой. В 1921-1922 годы  работал помощником лесничего, а осенью 1922 года возвратился в Петроград, где повторно сдал экзамены в Лесной институт. В то же время познакомился с Александрой Семёновной Ивановой, которая вскоре стала его женой. В 1923-1924 годах Лесной институт был реорганизован и Успенский ушёл из него. Осенью 1925 года поступил на Высшие курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств, которые окончил в 1929 году. В 1925 году опубликовал свою первую научную работу - о «Русском языке эпохи революции». Был лектором по биологии, преподавал черчение, русский язык, работал методистом кабинета наглядной агитации.
В 1928 году в харьковском частном издательстве «Космос»  был опубликован написанный Львом Успенским в соавторстве с Л. А. Рубиновым под общим псевдонимом Лев Рубус авантюрный роман «Запах лимона». Этот фантастико-приключенческий роман, написанный в характерном для 1920-х годов стиле «красный Пинкертон», описывает борьбу международных сил за овладение «революционитом» - радиоактивным веществом необычайной силы, найденным в метеорите.
После окончания Института истории искусств работал редактором. В 1930-1932 годах аспирант Государственного института речевой культуры. Был учеником, а позже коллегой по работе многих известных советских лингвистов: академиков В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, Л. В. Щербы. Преподавал русский язык в вузе под руководством С. Г. Бархударова.
В 1935-1936 годах Л.В. Успенский работал в Доме занимательной науки, одним из организаторов которого он был. Тогда же начал печататься в детских журналах «Чиж» и «Ёж», затем выпустил отдельную книжку детских рассказов «Кот в самолёте». С конца 1936 года и до начала Великой Отечественной войны заведовал научно-познавательным отделом журнала «Костёр». Тогда же участвовал в работе над древнерусским словарём, написал две книги по древнегреческой мифологии: «12 подвигов Геракла» и «Золотое руно» (позднее книги вышли под общим названием «Мифы Древней Греции»). В 1939 году вступил в члены Союза писателей СССР. В том же году вышел в свет написанный им совместно с военным историком  Г. Н. Караевым роман «Пулковский меридиан», в котором описаны исторические события 1919 года.
С начала 1930-х годов писатель работал над романом «1916», отрывки которого публиковались в периодике, однако полной его публикации помешала начавшаяся Великая Отечественная война (роман был издан лишь в 2010 году).
23 июня 1941 года был призван в армию и в звании интенданта 3 ранга флота получил направление в Лебяжье, на Кронштадтские береговые посты. Больше года прослужил в политотделе Ижорского укреплённого района, работая военным корреспондентом в редакции газеты «Боевой залп». В январе 1943 года вместе с В. В. Вишневским был командирован на правый берег Невы и стал очевидцем прорыва блокады между 12 и 25 января. Был награждён орденом Красной Звезды.
С сентября 1944 года он находился в командировке на Дунайской флотилии, два месяца провёл на Балканах, в Румынии, Болгарии и других странах, следуя за наступающими частями Советской Армии. В конце ноября 1944 года приехал в Москву, осенью 1945 года был демобилизован и вернулся в Ленинград к семье.
В 1946 году в журнале «Вокруг света» появился научно-фантастический рассказ Успенского «Плавание „Зеты“» - о плавании подводной лодки по подземным рекам Европы.
В 1951 году писатель совершил большое путешествие по стране: ездил в Среднюю Азию, прошёл на маленьком буксире всю Амударью от Чарджоу до Нукуса. В результате этой поездки были написаны статьи и цикл стихотворений о Средней Азии.
В 1954 году в «Детгизе» была впервые издана одна из самых известных книг Успенского «Слово о словах» - его первая популярная книга по языкознанию. В 1955 году «Детгиз» выпустил роман «Шестидесятая параллель», также написанный писателем в соавторстве с Караевым, в котором отражены события Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда в период от начала войны до весны 1942 года. В 1960 году в том же издательстве появилась вторая филологическая книга Успенского «Ты и твоё имя». В это же время в соавторстве с К. Н. Шнейдер Успенским была написана книга по археологии «За семью печатями», изданная издательством «Молодая гвардия», и книга о Ленинграде «На 101 острове», вышедшая в Ленинградском отделении издательства «Детгиз» в 1957 году.
В 1960-е годы занимал должность председателя секции научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградского отделения Союза Писателей СССР, был членом редколлегии научно-художественного альманаха «Хочу всё знать», журнала «Костёр».
В марте 1970 года за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 70-летием со дня рождения Л. В. Успенский был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышла его автобиографическая книга «Записки старого петербуржца». Позднее были опубликованы две его фантастические повести: «Эн-два-о плюс икс дважды» (1971) и «Шальмугровое яблоко» (1972). В последние годы жизни работал над книгой рассказов «Записки старого скобаря». Анонсированный роман писателя «Звезда Кси» так и не был закончен.
Умер в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище, где его могила находится на Братской дорожке, практически напротив могилы Виктора Цоя.
 
ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ, русский писатель –
100 лет со дня рождения (29.02.1920-14.05.1983)
 
Родился 29 февраля 1920 года, село Веркола, Архангельская губерния в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Отец, Александр Степанович Абрамов (1878-1921),  занимался извозом в Архангельске. Мать, Степанида Павловна, урождённая Заварзина (1883-1947), крестьянка из староверов. Когда Фёдору был год, умер его отец.     
После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки Абрамов пошёл в 5 класс в Кушкопальскую школу. В 1933 году Фёдор переехал в райцентр - село Карпогоры, чтобы окончить десятилетнюю школу. В 1938 году после окончания с отличием средней школы был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.
После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года был тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941-1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе. Признан годным к нестроевой службе, с июля 1942 года был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года - помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» на должность помощника оперуполномоченного резерва, с августа 1943 года - следователь, с июня 1944 года - старший следователь следственного отделения отдела контрразведки. О том времени написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную его вдовой после его смерти. Демобилизован осенью 1945 года.
Член Коммунистической партии Советского Союза с 1945 года.
Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. В 1949 году, в бытность аспирантом, участвовал в травле профессоров-«космополитов» (Бориса Эйхенбаума, Григория Гуковского, Марка Азадовского и других). Этих эпизодов своей карьеры Абрамов впоследствии стыдился.
С 1949 г. публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сёстры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины — крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978).
Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир Русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.
Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (впоследствии - литературным критиком, исследователем творчества И. А. Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951-1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
В начале хрущёвской оттепели в 1954 году опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», в которой выступил против лакировки положения дел на селе. Под угрозой увольнения из ЛГУ был вынужден признать ошибочность своей статьи.
В 1960 году Фёдор Абрамов оставил кафедру и стал профессиональным литератором.
В 1963 году в журнале «Нева» вышла повесть «Вокруг да около», вызвавшая постановление Ленинградского горкома КПСС об искажении колхозной жизни, редактор журнала снят с работы. Положительные отзывы изымали из уже набранных номеров газет и журналов. Повесть была названа «идейно порочной», а Ф. Абрамова несколько лет нигде не печатали. В июне 1963 года издательство «Флегон пресс»  выпускает в Лондоне повесть в переводе Дэвида Флойда отдельной книгой под названием «Хитрецы». В начале июня 1963 года в газете «Пинежская правда», а чуть позже в газетах «Правда Севера» и «Известия» было напечатано открытое письмо от якобы земляков Федора Абрамова к писателю «К чему зовёшь нас, земляк?». Однако позже выяснилось, что письмо привезли в Верколу из райцентра и заставили людей, не читавших повесть «Вокруг да около», подписать его.
В 1979 году в газете «Пинежская правда» писатель опубликовал открытое письмо к своим землякам «Чем живём - кормимся?», вызвавшее противоречивые отклики пинежан. Письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями текста без ведома автора.
Награждён орденом Ленина (28.02.1980), орденом Отечественной войны II степени (6.08.1946) и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы».
30 октября 1981 года Фёдор Абрамов выступил на авторском вечере в Останкино, который транслировался по телевидению на всю страну. Конспект этого четырёхчасового выступления был опубликован в 1993 году.
Писатель  умер 14 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. В Верколе открыт музей  Ф.Абрамова.
Уже после смерти писателя был опубликован роман «Чистая книга» -первая книга из задуманной Ф. Абрамовым трилогии, посвящённой раздумьям о судьбе России.