январь

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ, русский поэт, драматург –
225 лет со дня рождения (15.01.1795-11.02.1829)
 
Родился будущий писатель и дипломат 15 января 1795 года в Москве. Саша родился в дворянской семье, которая вела свой род от перебравшегося в Россию поляка Яна Гжибовского. Фамилия Грибоедовых является дословным переводом фамилии поляка.
Мальчик рос любопытным, но в то же время степенным. Первое образование получал на дому, читая книги – отдельные исследователи подозревают, что это связано со скрытием даты рождения. Его учителем был популярный в те годы энциклопедист Иван Петрозалиус.
Несмотря на степенность, за Грибоедовым водились и хулиганские выходки: однажды, во время посещения католической церкви, мальчик исполнил на органе народную плясовую песню «Камаринская», чем поверг священнослужителей и посетителей церкви в шок. Позже, уже будучи студентом Московского государственного университета, Саша напишет едкую пародию под названием «Дмитрий Дрянской», что также выставит его в невыгодном свете.
Ещё до учёбы в МГУ он поступил на обучение в Московский университетский благородный пансион в 1803 году. В 1806 году  поступает на словесное отделение Московского госуниверситета, которое оканчивает через 2 года.
После, Александр Сергеевич решает отучиться на ещё двух отделениях – физико-математическом и нравственно-политическом. Александр получает степень кандидата наук. Планирует продолжить обучение и дальше, но планы рушит наполеоновское вторжение.
Во время Отечественной войны 1812 года будущий писатель вступил в ряды добровольческого московского гусарского полка, которым руководил граф Пётр Иванович Салтыков. Зачислен был в корнеты вместе с другими выходцами из дворянских семей – Толстых, Голицыных, Ефимовских и других.
В 1814 году драматург  начинает писать свои первые серьёзные произведения: очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги», являющаяся пародией на французские семейные драмы.
В следующем году Александр перебирается в Санкт-Петербург, где  заканчивает службу. В Питере начинающий писатель знакомится с публицистом и издателем Николаем Ивановичем Гречем, в чьём литературном журнале «Сын Отечества» позже опубликует некоторые из своих произведений.
В 1816 году становится членом масонской ложи «Соединённые друзья», а через год организует свою ложу – «Благо», которая будет отличаться от классических масонских организаций упором на русскую культуру. В это же время писатель начинает работу над «Горем от ума» - появляются первые идеи и наброски.
Летом 1817 года Грибоедов поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел, сначала в качестве губернского секретаря, а позже – в качестве переводчика. В этом же году происходит знакомство Грибоедова с Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером.
С обоими он сдружится и ещё не раз пересечётся за свою короткую жизнь. Работая губернским секретарём, писатель пишет и издаёт стих «Лубочный театр», а также комедии «Студент», «Притворная неверность» и «Замужняя невеста». 1817 год ознаменован в жизни А.С. Грибоедова и другим событием – легендарной четверной дуэлью, поводом для которой послужила балерина Авдотья Истомина.
Первыми вышли к барьеру дуэли  Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.
В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Симоне Мазаровиче.
В 1819 году завершил работу над «Письмом издателю из Тифлиса» и стихотворением «Прости, Отечество». В этом же году получил Орден Льва и Солнца первой степени.
Работа в Персии была не по душе писателю, поэтому он даже обрадовался перелому руки в 1821 году, ведь благодаря травме смог добиться перевода в Грузию – поближе к Родине. В 1822 году становится секретарём по дипломатической части при генерале Алексее Петровиче Ермолаеве. Тогда же пишет и издаёт драму «1812 год», посвящённую Отечественной войне.
В 1823 году на три года покидает службу, чтобы вернуться на родину и отдохнуть. На протяжении этих лет живёт в Петербурге, Москве и в имении старого товарища в селе Дмитровском. Заканчивает работу над первой редакцией комедии в стихах «Горе от ума», которую даёт на рецензию пожилому уже баснописцу И.А. Крылову. Иван Андреевич по достоинству оценил произведение, однако предупредил, что цензоры не пропустят.
В 1824 году Грибоедов пишет стихотворение «Давид», водевиль «Обман за обманом», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и критическую статью «И сочиняют – врут, и переводят – врут». В следующем году начал работу над переводом «Фауста» Гёте, но успел закончить только «Пролог в театре». В конце 1825 года из-за необходимости вернуться на службу был вынужден отказаться от поездки в Европу, вместо этого уехав на Кавказ.
По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В 1826 году был арестован и отправлен в столицу по подозрению в декабристской деятельности, однако уже через полгода был выпущен на волю и восстановлен на службе из-за отсутствия прямых доказательств. Тем не менее, слежку за писателем установили.
В 1828 году Александр Сергеевич принял участие в подписании Туркманчайского мирного договора. В этом же году получил Орден Святой Анны второй степени и женился. Больше писатель ничего не успел написать и опубликовать, хотя в его планах было много произведений, среди которых исследователи творчества особенно выделяют трагедии о Владимире Великом и Владимире Мономахе. По их словам, Грибоедов обладал потенциалом, не меньшим, чем у Шекспира.
В начале 1829 года Грибоедов был вынужден по работе отправиться в составе посольской миссии к Фетх Али-шаху в Тегеран. 30 января на здание, в котором временно располагалось посольство, было совершено нападение многочисленной группы мусульманских фанатиков (больше тысячи человек).
Спастись удалось всего одному человеку, по чистой случайности оказавшемуся в другом здании. Александр Грибоедов был обнаружен среди погибших. Его обезображенное тело узнали по травме левой руки, полученной во время дуэли с корнетом Александром Якубовичем в 1818 году.
Посмертно Грибоедова наградили Орденом Льва и Солнца второй степени. Похоронили писателя, как он и завещал - в Тифлисе, на горе Мтацминда, расположенной рядом с церковью Святого Давида.
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ, русский писатель, драматург –
160 лет со дня рождения (29.01.1860-15.07.1904)
 
Родился 29 января 1860 года в Таганроге. Его отец был мелким бакалейщиком, который держал лавку колониальных товаров. У Антона было четыре брата и две сестры, одна из которых умерла в раннем возрасте. Мама Чехова была купеческой дочкой, тихой женщиной, живущей интересами семьи.
Антон Чехов учился в таганрогской гимназии, когда его отец сбежал от кредиторов в Москву. Будущий писатель остался в родном городе, чтобы окончить обучение. Он жил вместе с новыми владельцами родного дома, оплачивая своё пребывание в нём с помощью репетиторства.
Чехов сформировал своё видение мира, развил любовь к книгам и театру пока был  гимназистом. В те годы Антон Павлович написал несколько первых юмористических рассказов. Он с 13 лет обожал театр и даже принимал участие в постановке домашних спектаклей своих гимназических товарищей.
В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина. Уже с 1881 года он начинает практику врача при докторе П. А. Архангельском в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии. С 1882 года, будучи студентом, он помогал врачам больницы при приёме пациентов.
Получив в 1884 году диплом врача, Чехов на дверях своей квартиры поместил табличку «Доктор А. П. Чехов». Он лечит приходящих больных и посещает  тяжёлых на дому. «Медицина у меня шагает понемногу. Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трёхрублёвки».
Его первое печатное произведение появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени». В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы. В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил». 
В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом «Антоша Чехонте».
В 1886 году получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пёстрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.
Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».
Лето 1888 и 1889 годов Чеховы провели в Харьковской губернии неподалёку от Сум. Смерть одного из братьев заставила писателя бежать из мест, где он жил с родственниками. Антон Павлович собирался в Европу, но судьба забросила его в Одессу, где гастролировал Малый театр. Там он  увлёкся одной молодой актрисой, но симпатия быстро себя изжила. Почувствовав приступ апатии, отправился в Ялту.
К 1889 году были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений он собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.
Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где прозаик  запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия привёз сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».
Многим поклонникам творчества А.П. Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата № 6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.
В 1892 году осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевёз родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения его жизнь преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была ещё одна страсть – хирургия.
В мелиховский период работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишнёвых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.
В усадьбе были написаны его многие известные произведения. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулёза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провёл в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года продал имение и  окончательно перебрался в Крым.
В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Артистка  Ольга Леонардовна Книппер, занимала одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 году Московского Художественного театра. Июль 1900 года она  провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений. В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры», в которой блистательно сыграла его супруга. Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишнёвый сад» в 1903 году.
В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишнёвый сад» стала последней работой русского классика.
 
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЯН, русский писатель –
145 лет со дня рождения (04.01.1875-05.08.1954)
 
Василий Григорьевич Ян (настоящая фамилия - Янчевецкий), родился   4 января 1875 года в Киеве в семье Григория Андреевича Янчевецкого, учителя древних языков Киевской 1-й гимназии. В 1876 году отец Василия - Григорий Андреевич был переведён учителем древних языков в Рижскую Александровскую гимназию, и семья переехала в Ригу. В 1882 году его отец был назначен инспектором гимназии, где впоследствии исполнял должность директора; в 1884 году получил чин статского советника и в 1886 году был назначен директором Ревельской гимназии.
После окончания Ревельской гимназии Василий Янчевецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Окончив университет в 1897 году, писатель два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901), затем около года жил в Англии - работал в библиотеке Британского музея и путешествовал.
В 1901 году Василий Григорьевич впервые приехал в Ашхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, куда был взят по рекомендации старшего брата. Активно изучал восточные языки и жизнь местного населения. В 1902 году ездил через пустыню Каракумы с научно-статистическими целями в Хиву (проверял состояние колодцев на караванной тропе), был на приёме у хивинского хана и его наследника. Участвовал в исследовательской экспедиции вдоль персидско-афганской границы. В Среднюю Азию он возвращался потом не раз, а среднеазиатская тематика заняла центральное положение в его творчестве.
Во время Русско-японской войны в 1905-1906 годах писатель был военным корреспондентом Санкт-Петербургского телеграфного агентства на Дальнем Востоке. В 1906-1907 годах работал в Ташкенте статистиком в Переселенческом управлении Туркестана.
В 1907-1912 годах служил в редакции газеты «Россия» (много ездил в дальние командировки), преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии, где среди его учеников были будущий драматург Всеволод Вишневский и будущий поэт Всеволод Рождественский.
В сборнике «Воспитание сверхчеловека», вышедшем в 1908 году, высказал целый ряд националистических идей, главные из которых: «Овечьи добродетели погубят Россию», «Россия окружена врагами, которые ведут борьбу постоянно», «В будущем возможны войны, к которым надо подготовить сильное поколение», «Создайте русского сверхчеловека». Возможно, что именно руководствуясь духом этих идей, он взялся за подготовку скаутских отрядов. Из числа гимназистов в 1910 году Янчевецкий создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Баден-Пауэллом. С осени 1910 года по июль 1914 года выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.
В 1913-1918 годах писатель вместе с семьёй жил за границей, работая корреспондентом телеграфного агентства: в Турции, а с началом Первой мировой войны - в Румынии.
В роли корреспондента телеграфного агентства Василий Янчевецкий неоднократно выполнял задания разведывательного характера от российского МИД: в 1911 году – в Персии (встречался с Мохаммед Али-шахом, которого в борьбе за престол негласно поддерживала Россия), в 1912-1914 годах – в Константинополе (во время Балканской войны и до начала Первой мировой – собирал информацию о внутренней и внешней политике правительства Энвер-паши, в том числе контактах с Германией), в 1915-1917 годах – в Румынии, в Бухаресте, затем в Яссах (выяснял настроения румынской политической и военной элиты). В конце 1917-начале 1918 года был причастен к формированию в Яссах добровольческой бригады полковника Дроздовского, которая затем влилась в Добрармию генерала Деникина.
В 1918 году вернулся с детьми через белогвардейский Крым в Россию, оставив в Румынии жену, оперную певицу, а впоследствии известную югославскую исполнительницу русских романсов Ольгу Янчевецкую.
В 1918-1919 годах работал в походной типографии Русской армии адмирала Колчака в Сибири, в звании полковника. Был редактором и издателем фронтовой ежедневной газеты «Вперёд» (1919). Это издание стало выходить в первых числах  марта 1919 года. Редакция не имела собственного здания - размещалась она в двух вагонах, стоявших на городской ветке. В одном из них помещались передвижная типография, в которой и печаталась газета. Девизом этого двухполосного издания (формата А-3) были слова «Верьте в Россию». Один номер в пределах города стоил 35 копеек, а на станциях железной дороги на пять копеек дороже. Судя по всему, при подготовке номеров редакция придерживалась следующего правила: ввиду небольшого объёма газеты давать лишь минимум официальной информации. Большая часть того или иного номера отводилась под последние новости, небольшие фельетоны, рассказы, а также под агитационные статьи, написанные простым языком, понятным каждому «разумеющему грамоте» солдату. Если верить «сводному каталогу периодики Западной Сибири», то выпуск этой газеты   (№ 102 за 30 июля 1919 года), хранящийся в библиотеке Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), единственный дошедший до нас номер данного периодического издания, однако неполные комплекты имеются в библиотеке Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и (микрофильм) в отделе Российской государственной библиотеке (РГБ).
После установления в Ачинске Советской власти Янчевецкий работал учителем, директором школы в селе Уюк Урянхайского края, корреспондентом, а затем редактором и заведующим редакцией газеты «Власть труда» в Минусинске, в которой публиковал свои очерки; писал пьесы для городского театра. Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ян. В 1923 году ненадолго приезжал в Москву.
В 1925-1927 годах служил в Самарканде экономистом узбекских банков, публиковал в журнале «Всемирный следопыт» статьи и очерки о культуре Узбекистана. Его пьеса о переменах в жизни восточных женщин «Худжум» (с узбекского — «раскрепощение») шла на многих сценах Средней Азии.
Вернувшись в 1928 году в Москву, приступил к написанию исторических рассказов и повестей. Первыми повестями были «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932), «Спартак» о восстании рабов в Древнем Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).
В июне 1941 года Янчевецкий просился на фронт, но не был мобилизован по старости. До 1944 года находился в эвакуации в Ташкенте. Главное сочинение писателя - историческая трилогия «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингиз-хан» о завоевании Центральной Азии (1939), «Батый» о завоевании Северо-Восточной Руси (1942) и «К последнему морю» о завоевании Южной Руси и походе на запад до Адриатического моря (издан в 1955, после смерти писателя). Тема борьбы предков народов СССР с монгольскими завоевателями в XIII веке оказалась очень актуальной в годы Великой Отечественной войны. Книги получили множество положительных отзывов, как от населения, так и от историков, востоковедов, критиков и литературоведов и стали популярны.
Как публицист Ян был приглашён к сотрудничеству со средствами массовой информации, как среднеазиатскими, так и центральными. Главы из ещё недописанной повести-сказки «На крыльях мужества» печатались на русском, узбекском и туркменском языках, передавались по радио; по мотивам книг планировалось поставить оперу «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» и снять два фильма - «Чингиз-хан» и «Джелаль-эд-Дин».
Вернувшись из эвакуации, дописывал начатые в Ташкенте «Рассказы старого закаспийца» и «На крыльях мужества», перерабатывал «Огни на курганах». Последний год жил в подмосковном Звенигороде, строил новые планы, которым не суждено было сбыться из-за тяжёлой болезни и последующей кончины.
Умер 5 августа 1954 года. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
 
КАРЕЛ ЧАПЕК, чешский писатель –
130 лет со дня рождения (09.01.1890-25.12.1938)
 
Родился 9 января  1890 года на севере Богемии в семье медика Антонина Чапека. Родным для Карела, его старшей сестры Гелены и старшего брата Йозефа стал городок Упице, куда Чапеки перебрались через 6 месяцев после рождения младшего сына, поскольку там отец семейства открыл врачебный кабинет. Юные члены семьи занимались творчеством: Гелена и Йозеф пробовали себя в литературе. Брат Карела, кроме того, отлично рисовал и в дальнейшем прославился как кубист.
Культура Богемии конца 19 века являлась сплавом обычаев и традиций чехов, немцев и евреев, а пациентами Чапека-старшего были преимущественно мастеровые люди и мелкие предприниматели. Часто виделся юный Карел с бабушкой и дедушкой, ведущими сельский образ жизни. Поэтому персонажами книг Чапека нередко становились простые люди разных национальностей и профессий.
Первые рассказы «Войны с саламандрами» будущий автор написал в соавторстве с Йозефом. Братья были очень дружны, вместе путешествовали по Чехии, Германии и Франции, вместе писали путевые очерки.
После окончания университета в Праге Чапек некоторое время проработал гувернёром и библиотекарем. В биографии писателя отсутствует военная служба, так как Карел с юности болел туберкулёзом позвоночника. С 1917 года  литератор стал штатным журналистом популярнейших чешских средств массовой информации – сначала «Национальной газеты», а затем «Народной газеты».
Творчество Карела Чапека охватывает практически все литературные жанры: перу писателя принадлежат фельетоны и очерки, рассказы и сказки, романы и переводы стихов европейских авторов на чешский язык. Но наиболее литератор прославился как сатирик, драматург и автор социально-фантастических произведений.
Его драматургия стала основой репертуара пражского «Театра на Виноградах», расположенного в столице Чехословакии, а одну из пьес - «Средство Макропулоса» - впоследствии экранизировал режиссёр Евгений Гинзбург (фильм, главную роль в котором сыграла Людмила Гурченко, называется «Секрет её молодости»).
Фельетоны и афоризмы писателя растасканы на цитаты. Литератор создал уникальный жанр микро детектива, представленный в сборниках «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана». Один из этих рассказов, «Поэт», повествует о стихотворце, неожиданно оказавшемся самым наблюдательным свидетелем дорожно-транспортного происшествия, символически отразившим в стихе все детали случившегося.
Случай, известный Чапеку-газетчику, лёг в основу произведения «Гордубал», в котором новаторски представлена позиция писателя «абсолютной истины не существует» - история убийства излагается от лица трёх персонажей.
Об опасности безнравственных научных экспериментов литератор писал в раннем сочинении «Р.У.Р», в котором с подачи брата Йозефа впервые появился термин робот, и в позднем романе «Война с саламандрами». Саламандры в интерпретации К. Чапека – это обладающие разумом твари, постепенно отвоёвывающие у людей территории. В гадких агрессивных амфибиях сатирически выведены черты Адольфа Гитлера и его сподвижников.
Сказки писателя адресованы не только детской аудитории. «Сказку про собачий хвост», в которой автор как бы объясняет щенку необходимость купирования «виляльного отростка», увлекательно читать и детям, и взрослым. В маленьких прозаических сочинениях с волшебными персонажами Чапек увековечил топонимы, знакомые писателю с детства.
Литератора похоронили на кладбище близ Вышеградского замка 25 декабря 1938 года, а вдова спрятала архив писателя от наступающих немцев. Сразу после окончания войны в родной деревне братьев Чапек рядом с горами Крконоше открылся музей, посвящённый памяти этих людей. Впоследствии там же Йозефу и Карелу установлен памятник.
 
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ИСАКОВСКИЙ, русский поэт –
120 лет со дня рождения (19.01.1900-20.07.1973)
 
Родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, ныне Всходский район Смоленской области, в крестьянской семье. Окончил начальную школу. Крайняя нужда заставила его уйти из 6-го класса гимназии. В 1919 году становится редактором газеты г. Ельня. В 1921 году переезжает в Смоленск и в течение 10 лет сотрудничает в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 году Исаковский переезжает в Москву. К этому времени он был уже известным поэтом.
Ещё в детские годы начал писать стихи (в 1914 году в московской газете «Новь» опубликовал стихотворение «Просьба солдата»). В 1921 году в Смоленске вышли 3 маленькие книги его стихов: «По ступеням времени», «Взлёты», «Четыреста миллионов». Однако началом своей литературной деятельности поэт считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное». В 1927 году в Москве вышла книга «Провода в соломе». Затем появились сборники «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936). Поэзия Исаковского посвящена русской деревне.
Всероссийскую славу Михаилу Васильевичу принесли его песни, которые он начал писать с середины 30-х: «Прощание», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша», «Шёл со службы пограничник», «На горе - белым-бела».
Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. Поэт воспевает подвиги русских воинов, героизм тружеников в тылу; в его стихах звучит голос простых людей: «Русской женщине», «Слово о России». Много песен создал в годы Великой Отечественной войны: «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои…», «Огонёк», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету». Успешно продолжал работать в этом жанре и в послевоенные годы («Услышь меня, хорошая», «Снова замерло всё до рассвета», «Летят перелётные птицы»). Положенные на музыку композиторами В.Г. Захаровым, М.И. Блантером, песни Исаковского поются во всём мире.
Сила поэзии Михаила Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, он «…нашёл для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чём идёт речь в произведении». По своей форме и языку поэзия М.В. Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощрённые ритмы и размеры. Он умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей. Многие строчки его стихов и песен стали обиходными выражениями.
Отличительная черта поэзии - её песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Стихи автора тесно связаны с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Михаил Васильевич использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приёмы психологического параллелизма, композиционные повторы. Подобно народным песням, его песни сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 году - за тексты песен: «Шёл со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша», в 1949 году - за сборник «Стихи и песни».
Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко «Катерина», «Гоголю». Белорусских поэтов: Янки Купалы «А кто там идёт?», «Извечная песня», «Никому», «Над рекою Аресой», «Мальчик и лётчик», Якуба Коласа «Сымон-музыкант», Аркадия Кулешова «Знамя бригады» (с перевода Исаковского на сербско-хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович, и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака «Будьте здоровы»; сербские народные песни. М.В. Исаковский автор мемуарной книги  «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы» (1969).
Занимался политической деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырёх созывов.
Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
 
ВАНДА ЛЬВОВНА ВАСИЛЕВСКАЯ, польская писательница –
115 лет со дня рождения (21.01.1905-29.07.1964)
 
Родилась 21 января 1905 года в Кракове в семье польского публициста, этнографа и переводчика, министра иностранных дел Польши в 1918-1919 годах, одного из лидеров Польской социалистической партии Леона Василевского. В 1927 году она окончила филологический факультет Ягеллонского университета. В 1928-1933 годах работала учительницей средней школы в Кракове. Кандидат (по-польски doktor) философских наук. В 1938 году переезжает в Варшаву, где работает в редакциях детских журналов, издававшихся Союзом польских учителей. В 1938 году В. Л. Василевская была уволена с работы за организацию забастовки учителей и до 1939 года сотрудничала в левых газетах и журналах. Участница польского революционного движения. В 1939 году переехала во Львов и приняла советское гражданство. В 1940-1962 годы была депутатом Верховного Совета СССР 1-6 созывов. Член Всемирного Совета Мира.
Литературной деятельностью занималась  с 1921 года. Ванда автор трилогии «Песня над водами» (1940-1952), в которой она описала борьбу поляков за национальную независимость. Её книги, по мнению критиков, были «обвинительным актом против капитализма в Польше». В 1941-1943 годах полковник В. Л. Василевская работала в Политуправлении Рабоче-крестьянской Красной Армии агитатором. Некоторое время редактировала выходящую на украинском языке газету «За Советскую Украину». В 1942 году выпустила повесть «Радуга», в которой было показано мужество советских людей в войне, и по которой в 1944 году был поставлен одноимённый фильм. С 1943 по 1945 годы В. Л. Василевская работала главным редактором газеты «Советская Польша», была председателем Союза польских патриотов. В 1944 году входила в состав Временного Польского Правительства. В годы Великой Отечественной войны была председателем Польской секции Всеславянского комитета и членом редакционной коллегии журнала «Славяне». По словам писателей, её творчество очень любил И. В. Сталин.
В 1943 году Ванда Львовна Василевская передала Сталинскую премию в Фонд обороны на строительство боевого самолёта, который она просила назвать «Варшава».
В послевоенные годы жила в Киеве. Написала повесть «Просто любовь» - «о величии советского гуманизма и силе духа». Однако после смерти И. В. Сталина её творчество было практически забыто.
Умерла Ванда Василевская 29 июля 1964 года в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище.
 
АЙЗЕК АЗИМОВ, американский писатель-фантаст, -
100 лет со дня рождения (02.01.1920-06.04.1992)
 
Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалёку от Могилёва, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой — рассказы Шолом-Алейхема.
В 1923 году Азимовы эмигрировали в Соединённые Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу Айзек отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако его родители переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошёл в школу на год раньше. В 1935 году окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.
В 1939 году писателю-фантасту присвоили степень бакалавра, а спустя ещё два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы  отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948 году, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.
Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: он описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление юноши, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент А. Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьёзно.
Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939 году, однако не принёс писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941году, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включён в многочисленные антологии и сборники, а также переживёт две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовёт этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.
После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939 года приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» - история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении писатель впервые описывает так называемые три закона роботехники.  По его словам, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.
Звучат законы следующим образом:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Тогда же появилось и слово «роботехника», вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трём законам, став более дружелюбными.
В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание».  А. Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980 году «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».
С 1958 года стал уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980 году вернулся  к фантастике и продолжил цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.
Писатель ушёл из жизни 6 апреля 1992 года. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назвали сердечную и почечную недостаточность, осложнённую вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983 году во время операции на сердце.
 
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ, русский писатель –
95 лет со дня рождения (15.01.1925-14.06.2002)
 
Родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря. В 1927 году семья переехала в Украину, в г. Артёмовск, где отец работал на стройке.
В 1929 году вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, - рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето он проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, была неисчерпаема на сказки, но и сам её повседневный язык был сущим кладезем...».
В школе писатель увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943 году, после окончания 8 классов,  ушёл на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 года на подступах к Кёнигсбергу Е.И. Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969).
По возвращении с фронта  поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастёрке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973), - детство и война - «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».
После окончания школы отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушёром в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 году появились его первые публикации.
В 1951году Евгений Иванович возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушёром. «Судьба моя сложилась так, что я вошёл в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», - вспоминает Носов.
Первый рассказ писателя  «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноимённом курском альманахе в 1957 году.
В 1958 году были опубликованы рассказы «Портрет», «Во поле берёзонька стояла», «Последняя дорога», «На карповой ферме», «Зимородок», «Чирки», в курском издательстве вышла его первая книга «На рыбачьей тропе».
В 1959 году в Курске вышла ещё одна книга - «Рассказы».
В ранних произведениях автор  уже вполне проявил свой почерк - неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Евгений Носов предстаёт не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме он никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют своё сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975).
Первый крупный успех писателю принёс опубликованный в Москве сборник «Тридцать зёрен» (1961). Притчей о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги.
Заметной вехой в биографии Носова стала учёба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962 года. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.
В 1961году в Курске вышел сборник Евгения Ивановича Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя: в вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далёкие юношеские ощущения и мысли, то смятённое состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой ещё мальчик; он как бы вновь проживает своё детство, но при этом видит происходящее глазами умудрённого опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.
В 1963 году часть его рассказов вошла в книгу - «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонёк», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964), «Белый гусь» (1964), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965), «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), повесть «Затмение луны» (1966), «Пятый день осенней выставки» (1967), «Красное вино победы» (1969), «Шумит луговая овсяница» (1973).
Появившийся в 1973 году на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.
В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977. №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять своё духовное и материальное пространство. Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 году была экранизирована под названием «Родник».
В 1990 годы  вышло несколько его рассказов, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами, либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села. Писатель продолжает размышлять о русской классической литературе, активно выражая полное принятие и подчинение себя её традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа «Костёр на ветру» (Москва. 1993. №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.
Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
 
ДЖЕРАЛЬД МАЛЬКОЛЬМ ДАРРЕЛЛ, английский писатель –
95 лет со дня рождения (07.01.1925-30.01.1995)
 
Родился 7 января 1925 года в индийском городе Джамшедпуре. Мальчик стал 5-м ребёнком в семье Луизы Дикси и Лоуренса Даррелла – старшего. У Джерри были 2 старших брата, Лесли и Ларри, а также сестра Маргарет. Ещё одна сестра умерла до рождения Джеральда, в младенчестве.
Раннее детство будущего писателя прошло в Индии. Отец Джерри был британским инженером, и работа обеспечивала семье достаток и положение. Животным миром мальчик заинтересовался, по воспоминаниям близких, ещё в 2 года, а Луиза утверждала, что «зоопарк» стал одним из первых его слов.
В 1928 году семью постигла утрата – Лоуренс Даррелл умер, и семья перебралась в Великобританию. Жизнь в Англии Дарреллам пришлась не по вкусу, поэтому задержались они там ненадолго. В 1935 году Луиза Даррелл решила переехать на греческий остров Корфу, последовав примеру старшего сына. Через много лет благодаря этому решению читатели получили одну из лучших книг Джеральда «Моя семья и другие звери».
На острове, вдали от чопорных британских нравов и холодного климата, зоологический интерес мальчика закрепился окончательно. «Моя семья и другие звери» не всегда содержит точные факты о жизни Дарреллов на греческом острове, но стремление Джерри превратить дом в зверинец ни в коей мере не преувеличено.
Мать Джеральда не ограничивала – мальчик был любимцем семьи и имел почти неограниченную свободу, в том числе – и от классического образования. Учиться будущий писатель пробовал и в Индии, и в Британии, но школьный формат образования был не для него. Учителя считали Джерри безалаберным и глуповатым, а мальчик всеми силами старался уклониться от посещения занятий.
На Корфу образованием мальчика занимались многочисленные репетиторы, также описанные в «Моей семье…». Среди них выделялся греческий врач и учёный Теодор Стефанидес, ставший не только наставником, но и близким другом Джеральда. Полноценного системного образования Даррелл так никогда и не получил, что, впрочем, не помешало ему впоследствии стать почётным профессором нескольких университетов.
В 1939 году  период Корфу в семье закончился: Луиза, Джерри и Лесли были вынуждены вернуться в Великобританию – началась Вторая мировая война, и финансовое положение семьи сильно пошатнулось. В 1943 году будущего натуралиста должны были призвать в армию, но солдата из Джеральда не получилось – помешали хронический катар носа и честность.
При прохождении комиссии офицер спросил Джерри, хочет ли он воевать. Тот честно ответил, что нет. Тогда офицер задал второй вопрос: «Ты трус?», и Даррелл ответил утвердительно. И военный отправил призывника домой, как негодного по состоянию здоровья, отметив, впрочем, что для признания себя трусом требуется немало мужества.
Некоторое время Джеральд работал в зоомагазине, а после войны стал помощником  в Уипснейдском зоопарке. С этого момента и начался отсчёт его биографии как исследователя животного мира.
Первую экспедицию Джеральд организовал ещё в молодости, в 21 год, как только вступил в права наследства. Средства, отошедшие по завещанию отца, Даррелл вложил в путешествия в Камерун и Гайану. Обе экспедиции обогатили опыт Джерри, но оказались провальными в финансовом плане. В начале 1950 годов натуралист оказался в бедственном финансовом положении и к тому же безработным.
Тогда, прислушавшись к совету старшего брата Лоуренса, он начал писать. Первый рассказ «Охота на волосатую лягушку» понравился читателям и принёс автору гонорар. Это финансовое подспорье заставило Даррелла серьёзно засесть за печатную машинку, и в 1952 году по мотивам экспедиции в Камерун он написал полноценную книгу «Перегруженный ковчег». Читатели и критики восприняли произведение с восторгом, и последующие писательские гонорары позволили ему организовать в 1954 году экспедицию в Южную Америку.
Это путешествие могло закончиться трагически: в Парагвае случился военный переворот, и натуралистам пришлось срочно бежать из страны, оставив большую часть собранной коллекции. Об этом путешествии и его своеобразном опыте Д.М. Даррелл в 1955 году написал в книге «Под пологом пьяного леса».
После Парагвая ненадолго вернулся на Корфу. Отдых на острове пробудил детские воспоминания, и в 1956 году он написал книгу «Моя семья и другие звери». В ней писатель в присущем ему юмористическом стиле рассказал о годах жизни на Корфу, перемежая истории из жизни Дарреллов интересными фактами о фауне и флоре острова.
Повесть оказалась самым успешным произведением зоолога, была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась. Позже он продолжил «греческую» трилогию, но ни «Птицы, звери и родственники», ни «Сад богов» такого успеха не возымели.
И вновь писательский гонорар дал Дарреллу возможность отправиться в экспедицию – в 1957 году натуралист в 3-й раз поехал в Камерун. Его целью стал отлов зверей для собственного зоопарка. Однако по возвращении на родину писатель столкнулся с отказами властей, в результате чего животные какое-то время жили Борнмуте, в пансионе Маргарет Даррелл. Эта ситуация стала поводом для написания книги «Зоопарк в моём багаже».
Зоопарк на острове Джерси, ставший делом жизни Джеральда, удалось открыть только весной 1959 года. Долгие годы дело было откровенно убыточным, несмотря на то, что Даррелл вкладывал в него все средства. Однако писателя это не останавливало.
В последующие годы многие экспедиции он посвящал сбору животных для зоопарка, делая акцент на редких и исчезающих видах – Джеральд понимал, что только таким способом их можно уберечь от полного вымирания. В дальнейшем зоопарк положил начало созданию нескольких фондов сохранения диких животных, существующих и по сей день.
Несмотря на то, что Даррелл в книгах был чаще всего предельно откровенен, его повести и рассказы о животных имели успех в качестве детской литературы. Но книгу «Говорящий свёрток» в несвойственном для себя жанре фэнтези Джеральд написал специально для детей. Повесть впоследствии экранизировали – по её мотивам сняли мультфильм.
В экспедициях делалось много фото, но ещё одним их направлением стала съёмка кинофильмов о природе. Успех картины «В Бафут с гончими» положил начало сотрудничеству Джеральда с Би-би-си (британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация), а впоследствии фильмы помогали привлекать средства для природоохранных фондов.
Джеральд Малкольм Даррелл умер 30 января 1995 года в Джерси, причиной смерти писателя стал сепсис. Тело, согласно завещанию, было кремировано, а урна с прахом захоронена в зоопарке Джерси.