июль

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ЗАГОСКИН, русский писатель, драматург –
230 лет со дня рождения (25.07.1789-23.06.1852)
 
Родился 25 июля 1789 года в семье пензенского помещика Николая Михайловича Загоскина (1761-1824) и Натальи Михайловны, тётки печально известного Н. С. Мартынова. Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг и давал их читать своим детям. Уже в 11 лет будущий писатель сочинил трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник».
В 1802 году сын пензенского губернатора Филипп Вигель привёз своего троюродного брата Мишу Загоскина в Санкт-Петербург, где тот поступил на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова: «Ему было тогда лет четырнадцать, и уже по тогдашнему обычаю его готовили на службу, хотя учение его не только не было кончено, мне кажется, даже не было начато. Имя Миши, коим звали его, было ему весьма прилично; дюжий и неуклюжий, как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико».
И действительно, Загоскин получил посредственное домашнее образование и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.
Через три года службы Михаил Загоскин был сенатским регистратором. В 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в Государственном ассигнационном банке и в 1811 году был переведён в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».
В разгар французского вторжения, 9 августа 1812 года, писатель записался в петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. Когда 6 октября ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка,  был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. После взятия Данцига (24 декабря 1813 года) ополчение было распущено.
В 1814 году Загоскин вернулся в своё родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».
В начале 1815 года Михаил Николаевич возвращается в Санкт-Петербург, и снова поступает на службу в департамент горных и соляных дел на должность помощника столоначальника. В петербургские годы (1815-1820) снимал квартиру в доходном доме Яковлева на Невском проспекте, 96.
В Петербурге Загоскин отправляет письмом текст своей пьесы «Проказник» драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. «Проказник» был поставлен в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Ей сопутствовал куда больший успех, пьеса часто шла в театрах, и Загоскин стал известным писателем.
В литературе Загоскин дебютировал комедией «Проказник» (1815 год). В его пьесах «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе» (1821 год), «Урок холостым, или Наследники» (1822 год), «Деревенский философ» (1822 год), «Репетиция на станции» (1827), «Благородный театр» (1827) находят подражание французской комедии.
В 1816 году Загоскин покидает горный департамент; в конце 1817 года он был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров. В том же году издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник, или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет статьи под псевдонимом, ведёт театральный раздел. В это время он пишет и ставит комедии «Богатонов, или Провинциал в столице» и «Вечеринка учёных», и две интермедии - «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка».
В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую публичную библиотеку в качестве помощника библиотекаря. В декабре 1819 года был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности. В этом году он написал одноактную пьесу «Роман на большой дороге» и комедию в трёх действиях «Добрый малый». В июле 1820 года оставил должность помощника библиотекаря и переехал в Москву.
В Москве Загоскин начинает писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым, или Наследники». В 1823 году была поставлена его новая пьеса - «Деревенский философ». Его пьесы пользовались большим успехом в московских театрах.
В мае 1822 года драматург поступает на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занимает место члена по хозяйственной части московских театров.
Несколько лет собирал материалы для исторического романа из эпохи Смутного времени и в 1828-1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года выходит в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным романом на русском языке. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков.
После триумфа «Юрия Милославского» Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. В 1833 году стал действительным членом Российской академии, а после присоединения её к академии наук — почётным академиком по отделению русского языка и словесности.
В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о далёких временах Владимира Красно Солнышко. К удивлению автора, «древнеславянский» колорит романа был плохо встречен публикой. На основе этой книги Загоскиным создано либретто для оперы Верстовского того же названия. Опера была поставлена в 1835 году и пользовалась большой популярностью.
В 1837 году Михаил Загоскин был произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора императорских московских театров. Через пять лет получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни. Приверженец всего традиционного, в журнальных статьях Загоскин ополчался против «наших скептиков, европейцев, либералов», противился внедрению в русский язык иностранных слов.
В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским». В 1846 году был издан популярный роман Загоскина «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году - роман «Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений.
Всего Загоскин издал 29 томов романов, повестей и рассказов, 17 комедий и один водевиль.
Михаил Николаевич, умерший в возрасте 62 лет, был похоронен в московском Новодевичьем монастыре. В советское время его надгробие было уничтожено; правда, когда это было признано ошибкой, надгробие восстановили.
 
ЖОРЖ САНД, французская писательница –
215 лет со дня рождения (01.07.1804-08.06.1876)
 
Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась первого июля 1804 года в столице Франции – Париже. Отец литераторши – Морис Дюпен – выходец из знатного рода, который праздному существованию предпочёл военную карьеру. Мать романистки – Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, дочь птицелова – имела скверную репутацию и зарабатывала на жизнь танцами. Из-за происхождения матери аристократичные родственники на протяжении долгого времени не признавали Амандину. Смерть главы семейства перевернула жизнь Санд с ног на голову.
Детство Санд нельзя назвать счастливым: она крайне редко общалась со сверстниками, а служанки бабушки при каждом удобном случае выказывали ей неуважение. Круг общения писательницы ограничивался престарелой графиней и учителем месье Дешартром. Девочка так сильно хотела иметь друга, что выдумала его. Верного соратника Авроры звали Корамбе. Это волшебное существо было и советчиком, и слушателем, и ангелом-хранителем.
Амандина тяжело переживала разлуку с матерью. Девочка видела её лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Госпожа Дюпен стремилась свести влияние Софи-Виктории к минимуму. Устав от чрезмерной опеки, Аврора задумала побег. Графиня прознала о намерении Санд и отправила отбившуюся от рук внучку в Августинский католический монастырь (1818-1820 годы).
Там писательница познакомилась с религиозной литературой. Превратно истолковав текст Священного Писания, впечатлительная особа на протяжении нескольких месяцев вела аскетичный образ жизни. Отождествление со святой Терезой привело к тому, что Аврора лишилась сна и аппетита.
Несмотря на то, что Аврора была богата, умна и хороша собой, в обществе она считалась совершенно неподходящей кандидатурой на роль жены. Низменное происхождение матери делало её не вполне равноправной в среде аристократической молодёжи. Графиня Дюпен не успела подыскать внучке жениха: она умерла, когда Жорж было 17 лет. Начитавшаяся работ Мабли, Лейбница и Локка девушка осталась на попечении у неграмотной матери.
Пропасть, образовавшаяся за время разлуки между Софи-Викторией и Санд, была непомерно большой: Аврора любила читать, а мать считала это занятие пустой тратой времени и постоянно забирала у неё книги; девочка стремилась в просторный дом в Ноане – Софи-Виктория держала её в маленькой квартирке в Париже; Жорж горевала о бабушке – бывшая танцовщица то и дело осыпала почившую свекровь грязными ругательствами.
После того как Антуанетте не удалось принудить дочь выйти замуж за человека, вызывавшего в Авроре крайнюю степень отвращения, разъярённая вдова волоком притащила Санд в монастырь и пригрозила ей заточением в келье-темнице. В тот момент юная литераторша осознала, что освободиться от гнёта деспотичной матери ей поможет брак.
Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды. Её мужем (с 1822 по 1836 год) был барон Казимир Дюдеван. В этом союзе писательница родила сына Мориса (1823 год) и дочь Соланж (1828 год). Ради детей разочаровавшиеся друг в друге супруги до последнего пытались сохранить брак. Но непримиримость во взглядах на жизнь оказалась сильнее желания вырастить сына и дочь в полной семье.
Аврора не скрывала своей любвеобильной натуры. Она состояла в открытых отношениях с поэтом Альфредом де Мюссе, композитором Ференцем Листом и пианистом-виртуозом Фредериком Шопеном. Отношения с последним оставили глубокую рану в её душе и нашли своё отражение в произведениях Санд «Лукреция Флориани» и «Зима на Майорке».
Дебютный роман «Роз и Бланш» (1831) – результат сотрудничества Авроры с Жюлем Сандо, близким другом писательницы. Совместная работа, как и большая часть фельетонов, опубликованных в журнале «Фигаро», была подписана их общим псевдонимом – Жюль Санд. Второй роман «Индиана» (1832)  литераторы также планировали написать в соавторстве, но из-за болезни беллетрист не принимал участия в создании шедевра, и Дюдеван самолично написала произведение от корки до корки.
Романы, опубликованные вслед за «Индианой» («Валентина», «Лелия», «Жак»), поставили Жорж Санд в ряды демократических романтиков. В середине 30-х годов Аврора увлекалась идеями сенсимонистов. Работы представителя социального утопизма Пьера Леру («Индивидуализм и социализм», 1834 год; «О равенстве», 1838 год; «Опровержение эклектизма», 1839 год; «О гуманности», 1840 год) вдохновили литераторшу на написание ряда произведений.
В романе «Мопра» (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства, а в «Будет» (1842) произошло развенчание индивидуализма. Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывают и дилогию Санд – «Консуэло» (1843) и «Графиню Рудольштадт» (1843).
В 40-х годах литературная и общественная деятельность Дюдеван достигла своего апогея. Писательница участвовала в издании левореспубликанских журналов и поддерживала рабочих поэтов, пропагандируя их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842 год). В своих романах она создала целую галерею резко отрицательных образов представителей буржуа (Бриколен – «Мельник из Анжибо», Кардонне – «Грех господина Антуана»).
В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения (реакция на политику Луи Наполеона). Её роман «Даниелла» (1857), содержащий нападки на католическую религию, вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли. После этого она отошла от общественной деятельности и писала романы в духе ранних произведений: «Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и «Маркиз де Вильмер» (1861).
Творчеством Жорж Санд восхищались и Ф.М. Достоевский, и И.С. Тургенев, и даже В.Г. Белинский.
Последние годы жизни Аврора Дюдеван провела в своём имении во Франции. Она занималась детьми и внуками, которые обожали слушать её сказки («О чём говорят цветы», «Говорящий дуб», «Розовое облако»). Под конец жизни Жорж даже заслужила прозвище «добрая дама из Ноана».
Легенда французской литературы ушла в небытие 8 июня 1876 года (в 72 года). Причиной смерти Санд стала кишечная непроходимость. Именитая писательница была похоронена в семейном склепе в Ноане.
 
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ АСЕЕВ, русский поэт –
130 лет со дня рождения (10.07.1889-16.07.1963)
 
Родился  10 июля  1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.
Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909-1912) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914-1915). В 1915 году призван в армию где  попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.
Начал печататься в 1909 году. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика» (в частности, написал предисловие к дебютному сборнику Пастернака «Близнец в тучах»), затем эти же трое поэтов составили ядро группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).
Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы.
«Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе «ЛЕФ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу «уступок в идеологической сфере» и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.
Автор произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 - типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского).
Особое место в творчестве поэта  занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи, о других деятелях футуризма.
Опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников. Переводил стихи Мао Цзэдуна.
В 30-е годы Николая Асеева избрали в редакционную коллегию «Литературной газеты», потом - в состав правления Союза писателей. В эти годы поэт сочинял праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня». В поиске новых жанров он публиковал международные политические фельетоны («Надежда человечества», «Берлинский май»).
После Великой Отечественной войны Асеев продолжал писать стихи, занимался переводами. В 1961 году вышла его книга «Зачем и кому нужна поэзия» с воспоминаниями о поэтах-современниках - Владимире Маяковском, Сергее Есенине, Велимире Хлебникове, Виссарионе Саянове, Александре Твардовском. В ней поэт также размышлял о происхождении русского стиха. Советский филолог, академик Дмитрий Лихачев написал подробную рецензию на «интересную по мыслям и блестяще написанную» книгу. В эти годы Н.Н. Асеев преподавал в Литературном институте, помогал издаваться молодым поэтам - Виктору Сосноре, Андрею Вознесенскому, Юрию Панкратову.
Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
 

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ, русский писатель –                                         125 лет со дня рождения (13.07.1894-27.01.1940)

Родился в Одессе на Молдаванке, в семье торговца Маня Ицковича Бобеля, родом из Сквиры Киевской губернии, и Фейги (Фани) Ароновны Бобель. Семья жила в доме на углу Дальницкой и Балковской улиц.
Не позднее осени 1895 года семья переехала в Николаев Херсонской губернии, где И. Э. Бабель жил до 11 лет. В  ноябре 1903 года он поступал в первый набор приготовительного класса открывавшегося 9 декабря того же года Николаевского коммерческого училища имени С. Ю. Витте, но выдержав три устных экзамена (по Закону Божию, русскому языку и арифметике) на пятёрки, не был принят «за недостатком вакансии». После поданного его отцом 20 апреля 1904 года прошения о повторном испытании, Исаак Бабель в августе заново сдал экзамены и по результатам испытаний был зачислен в первый класс, а 3 мая 1905 года переведён во второй. Помимо традиционных дисциплин он частным образом изучал древнееврейский язык, Библию и Талмуд. Из второго класса он был переведён в Одесское коммерческое училище.
Свободно владея идишем, русским, украинским и французским языками, он первые свои произведения писал на французском языке, но они не сохранились.
В 1911 году, получив аттестат об окончании Одесского коммерческого училища, стал студентом Киевского коммерческого института, где учился на экономическом отделении под своей первоначальной фамилией Бобель; диплом получил в 1917 году. В период обучения впервые опубликовал своё произведение - рассказ «Старый Шлойме» - в киевском еженедельном иллюстрированном журнале «Огни» (1913). В Киеве студент Бабель познакомился с Евгенией Борисовной Гронфайн, дочерью богатого предпринимателя, которая в 1919 году сочеталась с ним законным браком.
В 1916 году писатель отправился в Петроград, не имея на это, по собственным воспоминаниям, права, так как в столицах евреям селиться было запрещено (исследователями был обнаружен документ, выданный петроградской полицией, который разрешал Бабелю проживать в городе только на время учёбы в высшем учебном заведении). Ему удалось поступить сразу на четвёртый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института.
В том же году  познакомился с М. Горьким, который опубликовал в журнале «Летопись» рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». Они привлекли внимание, и Бабеля собрались судить за порнографию (1001-я статья), а также ещё по двум статьям - «кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя», чему помешали события 1917 года. По совету М. Горького «ушёл в люди» и переменил несколько профессий. За публикацией в «Летописи» последовали публикации в «Журнале журналов» (1916) и «Новой жизни» (1918).
Осенью 1917 года, отслужив несколько месяцев рядовым на румынском фронте, дезертировал и пробрался в Петроград, где в начале 1918 года пошёл работать переводчиком в иностранный отдел ЧК, а затем в Наркомпрос и в продовольственные экспедиции. Печатался в газете «Новая жизнь». Весной 1920 года по рекомендации Михаила Кольцова под именем Кирилла Васильевича Лютова был направлен в 1-ю Конную Армию под командованием Будённого в качестве военного корреспондента Юг-РОСТа, был там бойцом и политработником. В рядах 1-й Конной  стал участником Советско-Польской войны 1920 года. Писатель вёл записи («Конармейский дневник», 1920 год), послужившие основой для будущего сборника рассказов «Конармия». Печатался в газете Политотдела 1-й Конармии «Красный кавалерист».
В 1922 году Бабель сотрудничал в тифлисской газете «Заря Востока», в качестве корреспондента предпринял поездки по Аджарии и Абхазии.
Цикл «На поле чести» увидел свет в январском номере одесского журнала «Лава» за 1920 год. В июне 1921 года в популярной одесской газете «Моряк» был впервые опубликован рассказ Бабеля «Король», ставший свидетельством творческой зрелости писателя. В 1923-1924 годах журналы «Леф», «Красная новь» и другие издания поместили ряд его рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сразу же получил широкое признание как блестящий мастер слова. Его первая книга «Рассказы» вышла в 1925 году в издательстве «Огонёк». В 1926-м увидело свет первое издание сборника «Конармия», в последующие годы многократно переизданного.
Весной 1924 года писатель находился в Одессе, где 2 марта того же года умер его отец, после чего вместе с матерью и сестрой окончательно поселился в Москве.
В 1926 году выступил редактором двухтомного собрания произведений Шолом-Алейхема в русских переводах, в следующем году адаптировал для кинопостановки роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звёзды».
В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
В 1928 году опубликовал пьесу «Закат». Основой для пьесы стал неопубликованный рассказ «Закат», начатый им в 1923-1924 годах. В 1927 году «Закат» был поставлен двумя театрами в Одессе - русским и украинским, но постановка 1928 года во МХАТе оказалась неудачной, и спектакль был закрыт после 12 представлений. Пьеса подверглась критике за «идеализацию хулиганства» и «тягу к мещанскому подполью».
В 1935 году он публикует пьесу «Мария». Перу Исаака Бабеля принадлежит также несколько сценариев, он сотрудничал с Сергеем Эйзенштейном.
С ужесточением цензуры и наступлением эпохи Большого террора И.Э. Бабель печатался всё меньше. Занимался переводами с языка идиш. Несмотря на свои сомнения относительно происходящего, не эмигрировал, хотя имел такую возможность. С сентября 1927 г. по октябрь 1928 г. и с сентября 1932 г. по август 1933 г. жил за границей (Франция, Бельгия, Италия). В 1935 году - последняя поездка за границу на антифашистский конгресс писателей.
Летом 1938 года президиум  СССР утвердил писателя членом редсовета Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ).
15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже (дело № 419). При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. В 1939 году Арам Ванециан начал писать портрет Бабеля, оказавшийся последним прижизненным портретом писателя.
Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и был расстрелян на следующий день, 27 января 1940 года. Расстрельный список был подписан Секретарём ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным. Прах писателя захоронен в Общей могиле № 1 Донского кладбища.
 
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ, американский писатель –
115 лет со дня рождения (21.07.1899-02.07.1961)
 
Писатель родился в Америке, на юго-западном побережье озера Мичиган, неподалеку от культурной столицы Среднего запада – Чикаго, в провинциальном городке Оук-Парк. Эрнест был вторым ребёнком из шестерых детей. Мальчика воспитывали далёкие от литературного искусства, но обеспеченные родители: ушедшая со сцены популярная исполнительница миссис Грейс Холл и мистер Кларенс Эдмонт Хемингуэй, посвятивший свою жизнь медицине и естествознанию.
В юные годы Хем (прозвище писателя) запоем читал классическую литературу и сочинял рассказы. Находясь на школьной скамье, дебютировал в местной газете как журналист: он писал заметки о минувших событиях, концертах и спортивных соревнованиях.
Хоть Э. Хемингуэй и учился в местной школе Оук-Парка, в своих произведениях он чаще описывает северный Мичиган – живописное место, куда отправился на летние каникулы в 1916 году. После этой поездки Эрни написал охотничий рассказ «Сепи Жинган».
Помимо прочего, будущий лауреат по литературе имел отличную спортивную подготовку: увлекался футболом, плаванием и боксом, который сыграл с талантливым юношей злую шутку. Из-за полученной травмы Хем практически ослеп на левый глаз, а также повредил левое ухо. По этой причине в будущем молодого человека долго не принимали на службу в армию.
Эрни хотел стать писателем, но у его родителей были другие планы по поводу будущего их сына. Кларенс мечтал, что его отпрыск пойдёт по стопам отца и окончит медицинский факультет, а Грейс желала вырастить второго Шуберта или Бетховена, навязывая своему чаду ненавидимые им уроки музыки. Эта прихоть матери сказалась на учёбе Хема, так как он пропустил целый год обязательных занятий, ежедневно штудируя игру на виолончели. «Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта», – сказал уже в будущем пожилой писатель.
После окончания средней школы Эрнест, ослушавшись родителей, не стал поступать в университет, а начал осваивать журналистское искусство в городской газете Канзаса «Звезда Канзас-Сити». На работе репортёр Хемингуэй столкнулся с такими социальными явлениями, как девиантное поведение, бесчестие, преступность и продажность женщин; он бывал на местах преступлений, пожарах, посещал различные тюрьмы. Впрочем, эта опасная профессия помогла Эрнесту в литературе, ведь он постоянно наблюдал за манерами поведения людей и их житейскими диалогами, лишёнными метафоричных изысков. Здесь он отвечал за небольшой район города, в который входили главная больница, вокзал и полицейский участок.
После участия в боевых сражениях в 1919 году классик переехал в Канаду и вернулся в журналистику. Его новым работодателем стала редакция газеты «Звезда Торонто», которая позволяла писать даровитому молодому человеку материалы на любые темы. Однако публиковались далеко не все произведения репортёра.
После ссоры с матерью Хемингуэй забрал вещи из родного Оук-Парка и перебрался в Чикаго. Там писатель продолжал сотрудничать с канадскими газетчиками и параллельно опубликовывал заметки в «Кооперативном Содружестве».
В 1921 году, после женитьбы, Эрнест Хемингуэй исполнил свою мечту и переехал в город любви – Париж. Позже впечатления от Франции найдут своё отражение в книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой».
Триумф к мастеру пера пришёл осенью 1926 года после публикации романа «И восходит солнце» («Фиеста») о «потерянном поколении». Главный герой Джейк Барнс (прототип Хемингуэя) сражался за родину. Но на войне он получил серьёзную травму, которая заставила поменять отношение к жизни и женщинам. Поэтому его любовь к леди Брет Эшли имела платонический характер, а свои душевные раны Джейк залечивал с помощью алкоголя.
В 1929 году Хемингуэй пишет бессмертный роман «Прощай, оружие!». В 1933 году мэтр сочиняет сборник коротких рассказов «Победитель не получает ничего», а в 1936 году журнал «Эсквайр» опубликовывает его знаменитое произведение «Снега Килиманджаро», рассказывающее о писателе Гарри Смите, который ищет смысл жизни, путешествуя по сафари. Через четыре года было выпущено военное произведение «По ком звонит колокол».
В 1949 году Эрнест переехал в солнечную Кубу, где продолжил заниматься литературой. В 1952 году он пишет философско-религиозную повесть «Старик и море», за которую был удостоен Пулитцеровской и Нобелевской премий.
Судьба постоянно испытывала Эрнеста на стойкость: Хемингуэй пережил пять аварий и семь катастроф, лечился от ушибов, переломов и сотрясения мозга. Также он успел переболеть сибирской язвой, раком кожи и малярией.
Незадолго до смерти Эрнест страдал гипертонией и диабетом, но для «излечения» был помещён в психиатрический диспансер Майо. Состояние писателя только ухудшилось, к тому же он страдал маниакальной паранойей по поводу слежки за собой. Эти мысли сводили Хемингуэя с ума: ему казалось, что любая комната, где бы он ни был, оборудована жучками, а бдительные агенты ФБР следовали всюду по пятам.
Врачи клиники лечили мэтра «классическим способом», прибегая к электросудорожной терапии. После 13 сеансов психотерапевты лишили Хемингуэя возможности писать, потому что его яркие воспоминания были стёрты электрошоком. Лечение не помогало, Эрнест все глубже окунался в депрессию и навязчивые мысли, поговаривая о самоубийстве. Вернувшись 2 июля 1961 года после выписки в Кетчум, Эрнест, выброшенный «на обочину жизни», застрелился из ружья.