май

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК, французский писатель –
220 лет со дня рождения (20.05.1799-18.08.1850)
 
 Родился 20 мая 1799 года во Франции (город Тур) в простой семье. Отец Бернар Франсуа Бальсса имел юридическое образование, занимался бизнесом,  перепродавая земли нищих и разорившихся дворян. Такое ведение дел приносило ему прибыль, поэтому Франсуа решил изменить родную фамилию, чтобы стать «ближе» к интеллигенции. В качестве «родственника» Бальсса выбрал писателя - Жана-Луи Гез де Бальзака.
Мать Оноре, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, имела аристократические корни и была на 30 лет младше мужа, обожала жизнь, веселье, свободу и мужчин. Любовные связи не скрывала от супруга. У Анны появился внебрачный ребёнок, к которому она стала проявлять больше заботы, чем к будущему писателю.
Родители пожелали, чтобы Оноре Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрёл репутацию разбойника и разгильдяя.
В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребёнку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».
Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провёл несколько лет, но всё же выбрался.
В 1816 году родители писателя переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.
Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период он должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года О. Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия «Кромвель» подверглась жёсткой критике, а позже он сам называл молодое творчество ошибочным.
В  первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 годы). На последующие труды писателя повлияли книги В. Скотта, написанные в духе исторического романтизма. Перечитывая произведения успешных писателей, он решил отойти от романа личности, найти нечто новое. «В главной роли» его произведений стала выступать не героическая личность, а общество в целом. В этом случае - современное буржуазное общество его родного государства.
В 1834 году Оноре создаёт произведение, направленное на показ «картины нравов» того времени и работает над ним на протяжении всей жизни. Книга впоследствии получила название «Человеческая комедия». Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции, т.е. какой стала страна, пережив революцию.
Литературное издание состоит из нескольких частей, включающих список различных сочинений:
«Этюды о нравах» (6 отделов).
«Философские исследования» (22 произведения).
«Аналитические исследования» (1 произведение вместо 5 задуманных автором).
Эту книгу можно смело назвать шедевром. В ней описаны простые люди, отмечены профессии героев произведений и их роль в обществе. «Человеческая комедия» наполнена невыдуманными фактами, всё из жизни, всё о человеческом сердце.
Оноре де Бальзак окончательно сформировал жизненные позиции в области творчества после написания следующих произведений:
  • «Гобсек» (1830). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.
  • «Шагреневая кожа» (1831) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны  жизненные вопросы и возможные пути решения.
  • «Тридцатилетняя женщина» (1842). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведёт осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.
  • «Утраченные иллюзии» (публикация в трёх частях 1836-1842). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении эгоизм человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.
  • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847). Этот роман не о жизни парижских куртизанок, как изначально видится из его названия, а о борьбе светского и уголовного общества. Ещё один гениальный труд, вошедший в «многотомник» «Человеческой комедии».
18 августа 1950 года Бальзак скончался. После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала всё свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться, и отправилась с дочерью в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.
 
ДЖЕРОМ КЛАПКА ДЖЕРОМ, английский писатель –
160 лет со дня рождения (02.05.1859-14.06.1927)
 
Родился в многодетной семье 2 мая 1859 года в графстве Стаффордшир, в Уолсоле. Отец семейства был эмигрировавшим венгерским генералом, сменившим имя на Джером Клэп Джером. Он работал проповедником без сана, зарабатывал продажей скобяных изделий, строительством и добычей угля.
Веря в удачу, Джером-старший вложил сбережения в горнодобывающее производство, чем довёл жену и 4 детей до бедственного финансового положения. Семья перебралась в Лондон на заработки и обосновалась в бедном районе, Ист-Энде. Детей определили в школу.
Джером-младший не интересовался занятиями и не водил дружбу со сверстниками. Его главное увлечение составляли книги. В свободное время мальчик обожал гулять по городу, благо, сезонный проездной на транспорт позволял исследовать разные улицы. Любознательный подросток подмечал мелочи, которые видел вокруг себя в предместьях Лондона, наблюдал за разными людьми и ситуациями, пополняя свою копилку будущего писателя.
Джером Клэп  скоропостижно скончался в 1871 году, поэтому сыну пришлось оставить учёбу, чтобы зарабатывать. Первой должностью на карьерном пути оказалась позиция клерка в железнодорожной компании. В 14 лет Джером стал вносить посильный вклад в семейный бюджет, а в 1875 году умерла его мать. Вместе с сёстрами Паулиной, Бландиной и братом Милтоном мальчик был вынужден заботиться о себе самостоятельно. Последующие годы он искал своё предназначение, совмещая творчество с необходимостью зарабатывать на хлеб.
С 1877 года Джером. К. Джером был актёром разных трупп и в течение 3 лет гастролировал по всей Англии. Он выступал под псевдонимом Гарольд Кричтон. Начинающий артист не снискал признания и ретировался со сцены. Джером успел побыть учителем, помощником стряпчего, упаковщиком, репортёром.
В качестве журналиста молодой человек писал эссе, но не получал предложений о публикации. Новелла «На сцене и за сценой», написанная в 1885 году, принесла долгожданный успех. Писатель рассказывал о собственном драматическом опыте и этим заинтересовал публику.
Успех первого опубликованного сочинения окрылил автора. Спустя год он написал эссе «Праздные мысли лентяя», которое было высоко оценено публикой. Писатель решил посвятить себя литературной деятельности. В 1889 году свет увидело главное его произведение – «Трое в лодке, не считая собаки».
Литератор не планировал сделать юмор основным лейтмотивом книги. Прототипами главных героев послужили приятели автора Джордж Уингрэйв и Карл Хэншель. Роман стал повествованием о комических ситуациях, в которые попадали приятели, сплавлявшиеся на лодке по Темзе.
После публикации книга быстро стала любимым произведением англичан. Количество лодок, курсировавших по Темзе, в этот период серьёзно увеличилось, что привлекло к реке новых туристов. За 20 лет было продано более 1 млн. экземпляров книги. Она принесла литератору приятный доход, способствовавший началу серьёзной творческой деятельности. Джером Клапка Джером написал несколько новелл и эссе, но они не были так успешны, как первые произведения.
В 1892 году вместе с приятелями он издал журнал «Лентяй», заручившийся популярностью во всей Великобритании. На его страницах публиковали произведения Роберта Стивенсона, Марка Твена и других знаменитых авторов. Сатирическое издание для джентльменов предлагало вниманию публики стихи, рассказы, путевые заметки, интервью и обзоры.
В 1893 году Джером основал издание «Сегодня», но ни первый, ни второй журналы не оказались выгодным вариантом для инвестиций, и оба были закрыты. Кроме того, всё время уходило на работу с чужими произведениями, а писать драматург не успевал. Финал редакторского дела ознаменовался выпуском сборника рассказов «Наброски лиловым, голубым и зелёным».
Поездка в Германию в 1898 году вдохновила его на создание романа «Трое на четырёх колёсах», задуманного как продолжение нашумевшей истории о весёлых приятелях. Описание велотурне героев не вызвало такого ажиотажа, как первый опус, но после публикации, состоявшейся в 1900 году, оказалось востребованным у читателей.
После путешествия в Россию в 1899 году автор написал эссе «Люди будущего», опубликованное в 1906 году. В 1902 году издали роман «Школьные годы Поля Келвера».
На счету писателя проза и стихотворные произведения. Отдельное место в его карьере занимали пьесы. «Барбару», написанную в 1885 году, тепло приняли на театральных подмостках Америки и Великобритании. Успехом пользовалась «Мисс Гоббс». Произведение «Жилец с третьего этажа» часто утверждали к постановке, хотя оно и не снискало одобрения критиков. Писателю нравилась работа драматурга, и он охотно творил для театра.
Сборники рассказов «Истории, рассказанные после ужина» и «Морской город и другие истории о привидениях» объединили в себе мистическое начало, хоррор и фэнтези, представив Джерома К. Джерома с другой стороны. После войны изданы роман «Антони Джон» и мемуары литератора «Моя жизнь и эпоха», комментировавшие его биографию.
Последние годы жизни писатель жил на ферме «Монаший уголок» в графстве Букингемшир. Летом 1927 года он скончался в больнице Нортхэмптона. Причиной смерти стал перенесённый инсульт. Писателя похоронили в церкви Святой Марии в Эвилме рядом с могилой сестры Бландины.
 
АРТУР КОНАН ДОЙЛ, английский писатель –
160 лет со дня рождения (22.05.1859-07.07.1930)
 
 Родился  22 мая 1859 года в столице Шотландии – Эдинбурге. Автор приключенческих рассказов о жизни Шерлока Холмса рос и воспитывался в католической уважаемой семье, его родители сделали неоспоримый вклад в достижения искусства и литературы. Дедушка Джон Дойл был ирландским художником, работал в жанре миниатюры и политической карикатуры. Происходил из династии процветающего торговца шёлком и бархатом.
Будущий писатель учился в начальной школе Годдера. Когда Артуру исполнилось 9 лет, благодаря денежным средствам именитых родственников  продолжил обучение в закрытом иезуитском колледже Стонихерст, что в графстве Ланкашир. Нельзя сказать, что он  пребывал в восторге от школьной скамьи. Писатель презирал классовое неравенство и религиозные предрассудки, а также ненавидел физические наказания: размахивающий ремнём преподаватель только отравлял существование юного Дойля.
Мальчику нелегко давалась математика, он не любил алгебраические формулы и сложные примеры, которые наводили зелёную тоску. За нелюбовь к предмету, восхваляемому Аристотелем и Декартом, Дойл получал регулярные тумаки от сокурсников – братьев Мориарти. Единственной для него радостью был спорт: юноша с удовольствием играл в крикет.
Дойл часто писал матери письма, где в детальных подробностях описывал случившееся за день в его школьной жизни. Также юноша реализовывал потенциал рассказчика: чтобы послушать выдуманные приключенческие истории Артура, вокруг него собирались очереди из сверстников, которые «платили» оратору решёнными задачками по геометрии и алгебре.
А.К. Дойл выбрал литературную деятельность неспроста: будучи шестилетним ребёнком, написал дебютный рассказ под названием «Путешественник и тигр». Правда, произведение получилось коротким и не заняло даже целой страницы, потому что тигр сразу же отужинал несчастным странником. Маленький мальчик действовал по принципу «краткость – сестра таланта», а став взрослым,  пояснил, что уже тогда был реалистом и не видел выхода из затруднительного положения.
Действительно, мастер пера не привык грешить приёмом «Бога из машины» – когда главного героя, оказавшегося в ненужное время в ненужном месте, спасает внешний или ранее не действовавший в произведении фактор. То, что Дойл вместо писательского поприща первоначально выбрал благородную профессию медика, ни у кого не вызывает удивления, ведь подобных примеров множество, даже Чехов говаривал, что «медицина – моя законная жена, а литература – любовница».
Молодой человек предпочёл белый медицинский халат перу и чернильнице благодаря влиянию некоего Брайана Ч. Уоллера, который арендовал комнату у мамы Дойла. Поэтому, наслушавшись врачебных рассказов, молодой человек без всяких раздумий подаёт документы в Эдинбургский университет. Став студентом,  познакомился с другими будущими писателями – Джеймсом Барри и Робертом Льюисом Стивенсоном.
В свободное от лекционных материалов время занимался любимым делом – корпел над книгами Брета Гарта и Эдгара Аллана По, чей «Золотой жук» оставил в сердце молодого человека неизгладимые впечатления. Вдохновлённый романами и мистическими рассказами, писатель пробует свои силы на литературном поприще и создаёт повести «Тайна Сэсасской долины» и «Американская история».
В 1881 году Дойл получает диплом бакалавра и отправляется на медицинскую практику. Автору «Собаки Баскервилей» понадобилось около десяти лет, чтобы отказаться от профессии офтальмолога и окунуться с головой в многогранный мир литературных строк. В 1884 году под влиянием Чарльза Диккенса Артур Конан начинает работу над романом «Торговый дом Гердлстон» (напечатан в 1890), повествующем о криминально-бытовых проблемах английского общества. Фабула строится на ловких дельцах приверженцев преступного мира: они обводят вокруг пальца людей, которые мигом оказываются во власти нерадивых негоциантов.
В марте 1886 года сэр Конан Дойл трудится над «Этюдом в багровых тонах», работа над которым была закончена уже в апреле. Именно в этом произведении впервые перед читателями предстаёт известный лондонский сыщик Шерлок Холмс. Прототипом профессионального детектива стал реальный человек – Джозеф Белл, хирург, профессор университета в Эдинбурге, который умел вычислить с помощью логики, как грубую ошибку, так и мимолетную ложь.
Джозеф был боготворим своим учеником, который старательно наблюдал за каждым движением мастера, придумавшим собственный дедуктивный метод. Оказывается, окурки, пепел, часы, покусанная собакой трость и грязь под ногтями могут сказать о человеке гораздо больше вещей, нежели его собственная биография.
Персонаж Шерлок Холмс – это своего рода ноу-хау на литературных просторах, поскольку автор детективных рассказов стремился сделать его обычным человеком, а не мистическим книжным героем, в котором концентрируются либо положительные, либо отрицательные качества. Шерлок, как и другие смертные, имеет дурные привычки: Холмс неаккуратен в обращении с вещами, постоянно курит крепкие сигары и папиросы (трубка – это выдумки иллюстраторов) и при полном отсутствии интересных преступлений употребляет кокаин внутривенно.
Повесть «Скандал в Богемии» стала началом знаменитого цикла «Приключения Шерлока Холмса», куда вошли 12 детективных рассказов о сыщике и его друге – докторе Ватсоне. Также Конан Дойл создал четыре полноценных романа, где, помимо «Этюда в багровых тонах», числятся «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» и «Знак четырёх». Благодаря популярным произведениям Дойл стал чуть ли не самым высокооплачиваемым писателем, как на территории Англии, так и во всём мире.
В последние годы жизни Дойля ничего не предвещало беды, сочинитель «Затерянного мира» был полон энергии и сил, в 1920-х годах писатель побывал чуть ли не на всех континентах мира. Но во время поездки в Скандинавию здоровье гения литературы ухудшилось, поэтому на протяжении всей весны он пробыл в постели в окружении родных и близких.
Как только Дойл почувствовал себя лучше, он отправился в столицу Великобритании, дабы осуществить свою последнюю попытку в жизни поговорить с министром внутренних дел и потребовать отмены законов, согласно которым правительство преследует последователей спиритуализма.
Артур Конан Дойл скончался у себя дома в Суссексе от сердечного приступа ранним утром 7 июля 1930 года. Первоначально могила творца располагалась возле его домика, но позже останки писателя перезахоронили в Нью-Форесте.
 
ЭТЕЛЬ ЛИЛИАН ВОЙНИЧ, английская писательница –
155 лет со дня рождения (11.05.1864-27.07.1960)
 
Родилась 11 мая 1864 года  в Ирландии, город Корк, графство Корк, в семье известного английского математика Джорджа Буля. Своего отца Этель Лилиан не знала. Он умер, когда ей исполнилось всего полгода. Его имя, как весьма крупного учёного, внесено в Британскую энциклопедию. Её мать - Мери Эверест - дочь профессора греческого языка, которая много помогала Булю в работе и оставила после его смерти интересные воспоминания о своём муже.
Сиротское детство Этель оказалось нелёгким, на пять маленьких девочек уходили все скудные средства, оставшиеся матери после смерти Джорджа. Мэри Буль чтобы прокормить их, давала уроки математики, писала статьи в газеты и журналы. Когда Этель Войнич было восемь лет, она тяжело заболела, но мать не могла обеспечить девочке хороший уход и предпочла отправить её к брату отца, который работал управляющим на шахте. Этот мрачный, фанатически религиозный человек свято соблюдал пуританские британские традиции в воспитании детей.
В 1882 году получив небольшое наследство, писательница окончила консерваторию в Берлине, но болезнь руки помешала ей стать музыкантшей. Одновременно с обучением музыке она слушала лекции по славяноведению в Берлинском университете.
В молодости она сблизилась с политическими эмигрантами, находившими убежище в Лондоне. В их числе были русские и польские революционеры. Романтика революционной борьбы в те времена была самым модным увлечением интеллигенции. В знак траура по прискорбно-несправедливому устройству мира Этель Лилиан одевается только в чёрное. В конце 1886 года она встретилась с жившим в Лондоне эмигрантом - писателем и революционером С.М. Степняком-Кравчинским, автором книги «Подпольная Россия». Знакомство с книгой побудило её поехать в эту загадочную страну, чтобы своими глазами увидеть борьбу народовольцев с самодержавием.
Весной 1887 года юная англичанка отправилась в Россию. В Петербурге  сразу же попала в окружение революционно настроенной молодёжи. Будущая писательница стала свидетельницей террористических акций «Народной воли» и её разгрома. Желая лучше познать русскую действительность, она согласилась занять место гувернантки в семье Э.И. Веневитиновой в имении Новоживотинном, где, с мая по август 1887 года, преподавала детям владелицы усадьбы уроки музыки и английского языка. По её собственным словам, Этель Лилиан и её воспитанники терпеть не могли друг друга.
Летом 1889 года писательница возвратилась на родину, где приняла участие в созданном С.М. Кравчинским «Обществе друзей русской свободы», работала в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и в фонде вольной русской прессы.
После поездки в Россию Э.Л. Войнич начала работу над романом «Овод». Он был опубликован в Англии в 1897 году, а в начале следующего года уже вышел в переводе на русский язык. Именно в России роман обрёл наибольшую популярность.
В 1890 году Этель Лилиан вышла замуж за Вилфреда Войнича, польского революционера, совершившего побег из сибирской каторги. Этот брак длился всего несколько лет, но фамилию мужа она сохранила навсегда.
В 1901 году написала роман «Джек Реймонд».
Героический образ женщины занимает центральное место  в романе «Оливия Летэм» (1904), имеющем, до некоторой степени, автобиографический характер.
Э.Л. Войнич занималась также переводческой деятельностью. Ею были переведены для соотечественников произведения Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, В.М. Гаршина.
В 1910 году появляется роман «Прерванная дружба» - совершенно спонтанная вещь, до некоторой степени написанная под влиянием необъяснимой власти литературных образов над автором. На русский язык эта книга впервые переведена в 1926 году под названием «Овод в изгнании».
После «Прерванной дружбы» Войнич вновь обращается к переводам и продолжает знакомить английского читателя с литературой славянских народов. Кроме упомянутых выше сборников переводов с русского, ей принадлежит также перевод песни о Степане Разине, включённый в роман «Оливия Летэм». В 1911 году она публикует сборник «Шесть стихотворений Тараса Шевченко», которому предпосылает обстоятельный очерк жизни и деятельности великого украинского поэта.
В 1931 году в США, куда переехала Лилиан Войнич, выходит собрание писем Шопена в её переводах с польского и французского. Лишь в середине 40-х годов Войнич вновь выступает как романистка.
В 1945 году написала роман «Сними обувь твою» - звено того цикла романов («Овод», «Прерваннаядружба»), который, по выражению самой писательницы, был спутником всей её жизни. Опубликован в Нью-Йорке издательством Макмиллана весной 1945 года.
Этель Лилиан Войнич умерла 28 июля 1960 года в возрасте 96 лет. И по завещанию была кремирована, а прах был развеян над центральным парком Нью-Йорка.
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ, русский писатель –
95 лет со дня рождения (01.05.1924-29.11.2001)
 
 Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии  Потылициной он был третьим ребёнком. Правда, две его сестры умерли ещё в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге её тело нашли лишь через несколько дней.
Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже описал своё детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».
Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Пётр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом  Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьёзно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребёнка она не собиралась.
В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».
После 6 класса Виктор стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.
В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофёром, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги писателя наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».
Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтёром и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.
В 1951 году записался в литературный кружок. В.П. Астафьев был так воодушевлён после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Виктора Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.
Свою первую книгу издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, который получил название «До будущей весны». Спустя два года писатель издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Тёплый дождь».
В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-х годов его лирическая проза стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».
В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создаёт цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году издал одноимённую книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.
В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения Астафьев обдумывал давно. Но в печать её брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.
В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».
А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь её подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчён, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.
Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. В.П. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени.
В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет  «военную» повесть «Обертон», в 1997 году завершает повесть «Весёлый солдат», начатую в 1987 году: война не оставляет писателя, тревожит память. «Весёлый солдат» - это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.
В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.
В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и Виктор Петрович Астафьев вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп.
Умер писатель 29 ноября 2001 года.
 
БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА, русский поэт –
95 лет со дня рождения (09.05.1924-12.06.1997)
 
Родился 9 мая 1924 года в Москве в семье грузина Шалвы Степановича Окуджавы и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Его родители были коммунистами по убеждению: отец – видный партийный деятель, матери тоже нашлось место в партийном аппарате.
Когда Булату исполнилось два года, семья переехала в Тбилиси, затем – в Нижний Тагил. Они всегда следовали за отцом, который стремительно делал партийную карьеру. Шалва Степанович занимал важные должности, пока ссора с Берией и ложный донос не перевернули его жизнь. Окуджаву-старшего арестовали, отправили в лагерь и там расстреляли. Год Булат с мамой и бабушкой жили в Москве, в коммуналке на Арбате. В 1938 году его мать сослали в лагерь в Караганду как жену предателя Родины, а вернуться оттуда Ашхен довелось только в 1947 года.
После ареста матери Булат Окуджава жил в семье родственников в Тбилиси. Мальчик учился в школе, затем поступил токарем на завод. В 1942 году юноша записался добровольцем на фронт, участвовал во многих жестоких боях. В 1943 году получил ранение под Моздоком. В этот период Окуджава и написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».
Когда закончилась война, Булат Шалвович поступил в Тбилисский госуниверситет на педагогический факультет. Окончив вуз в 1950 году  по распределению на два с половиной года, будущий бард попал в деревню Калужской области Шамордино,  где работал учителем в сельской школе. В это время постоянно писал стихи, многие из которых затем стали песнями.
Старт его литературной карьеры датируется 1954 годом. Булат Окуджава был на встрече литераторов Н. Панченко и В. Кобликова с читателями, а после окончания мероприятия набрался смелости и предложил им свои стихи. Стихи понравились – вскоре драматурга начала печатать калужская газета «Молодой ленинец».
В 1956 году там же, в Калуге, вышел сборник поэзии «Лирика». Стихи Б.Ш. Окуджавы понравились. В 1961 году альманах «Тарусские страницы» напечатал повесть писателя «Будь здоров, школяр». В 1987 году автобиографичное произведение было издано отдельным тиражом. Всего за четыре десятилетия было издано порядка 15 поэтических сборников, среди которых «Острова», «Весёлый барабанщик», «Март великодушный», «Арбат, мой Арбат».
В 1969-1983 годах поэт опубликовал повести «Глоток свободы», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» и другие. Свой роман «Фотограф Жора», изданный на Западе, автор всегда считал слабым, поэтому в России не издавал.
Не оставил в стороне Булат Окуджава и произведения для детей и юношества, самым известным из которых стала сказка «Прелестные приключения». Детскую повесть литератор создавал, описывая свои будни в Ялте сказочным языком в письмах к маленькому сыну. Есть в библиографии Булата Шалвовича и одна пьеса, которую он написал в 1966 году, – «Глоток свободы».
Писатель занимался и переводами с арабского, шведского, финского языков, переводил в основном стихи. До 1961 года автор работал редактором издательства «Молодая гвардия» и заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Затем уволился и по найму больше никогда не работал – занимался творчеством.
Поэтом-песенником стал в 1958 году. К тому времени литератор уже вернулся в Москву – его родителей реабилитировали.
Концерты Окуджавы проходили с аншлагом: афиш в столице не было, зато отменно работало «сарафанное радио». В начале 60-х Булат Окуджава был одним из самых популярных советских бардов. Его песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш» и другие запомнились и полюбились слушателям. Отдал дань музыкант и своей исторической родине – Грузии, создав музыкальную композицию «Виноградная косточка».
Первый официальный концерт Б.Ш. Окуджавы состоялся в Харькове в 1961 году. После этого поэт и певец начал гастролировать по городам СССР. Исполнитель стал ярким представителем русской авторской песни - это было его основным творческим направлением.
Творчество Булата Шалвовича повлияло на развитие бардовского течения, куда также вошли Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор. Две песни Окуджавы – «Возьмёмся за руки, друзья…» и «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится…») – получили статус гимнов слётов авторской песни.
В 1962 году он написал первую песню для кинофильма – это была композиция для картины «Цепная реакция». К сожалению, фильм успехом не пользовался. Зато следующая песня для кино моментально стала суперхитом: «Нам нужна победа», исполненная в фильме «Белорусский вокзал», звучала по радио и с магнитофонных записей.
Булат Окуджава писал песни к картинам «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Ключ без права передачи», «Покровские ворота». Песню «Ваше благородие, госпожа удача» к культовому фильму «Белое солнце пустыни» тоже написал Окуджава. В общей сложности песни барда прозвучали почти в 80 советских фильмах.
В 1967 году драматург  был во Франции, где записал 20 своих композиций – они стали основой для пластинки, которая вышла в Париже через год. В 1974 году Окуджава записал первую долгоиграющую пластику в СССР, но вышла она через два года. В 1978-м был записан ещё один диск, а в середине 1980-х вышли две пластинки песен о войне, куда вошли уже известные по фильмам музыкальные композиции «До свидания, мальчики», «Бери шинель, пошли домой», «Песенка о пехоте» и другие.
Свой последний концерт Булат Окуджава дал 23 июня 1995 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Последние годы жизни Окуджава провёл в Париже.
Бард умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет от почечной недостаточности в военном госпитале в пригороде Парижа. Похоронили Булата Окуджаву на Ваганьковском кладбище в Москве.
 
ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА, поэтесса –
95 лет со дня рождения (10.05.1924-21.11.1991)
 
 Родилась в Москве 10 мая 1924 года. Отец девочки работал учителем истории, мать - библиотекарем. Юлия ходила в ту же школу, где преподавал отец.
Творческий дар девочки раскрылся ещё в детстве: маленькая Юлия писала стихи о любви и природе, представляя рядом очаровательного принца и переносясь в воображении в дальние страны, которых даже не видела. Также Юлия Владимировна посещала литературный кружок и неоднократно участвовала в конкурсах поэтов.
К сожалению, будущее оказалось совсем не таким безоблачным, как в стихотворениях. Война внесла свои правки в биографию Юлии Друниной. Едва окончив школу, девушка записалась добровольцем в санитарную дружину. Ей пришлось скрыть информацию о возрасте, соврав, что уже достигла совершеннолетия.
Девушку отправили работать санитаркой в глазной госпиталь. Суровое время диктовало собственные правила: кроме прямых обязанностей, врачи и санитары помогали добровольным отрядам строить оборонительные сооружения. Спустя некоторое время поэтесса  была ранена на фронте.
Оправившись, она поступила в Школу младших авиаспециалистов. По окончании отправилась на Дальний Восток в штурмовую роту. Там Юлию настигло известие о смерти отца. Друнина отправилась в столицу на похороны. На Дальний Восток девушка не вернулась, добившись перевода на западный фронт.
Так Юлия Друнина оказалась в белорусском Гомеле, присоединившись к стрелковой дивизии. Спустя некоторое время вновь получила ранение. Поправившись, вернулась на фронт, воевала сначала в Белоруссии, а затем в Прибалтике. В 1944 году из-за сильной контузии её признали негодной к военной службе. Ю.В. Друнина вернулась в Москву.
Война оставила неизгладимый след в душе Юлии Друниной. Страх, невыразимое горе и постоянные лишения - это девушка выражает в многочисленных стихах о войне.
«Я родом не из детства - из войны», - пишет Друнина.
В столице поэтесса начала ходить на лекции в Литературный институт. Вступительные экзамены Друнина не сдавала, однако ей разрешили остаться вольным слушателем. Уже в начале 1945 года в журнале «Знамя» появились первые взрослые стихотворения Юлии Друниной, а спустя три года, в 1948 году, вышла первая книга под названием «В солдатской шинели».
В 1947году  Юлию Владимировну официально приняли в Союз писателей. Это стало не только признанием таланта, но и поддержало Юлию материально.
Следующая книга Друниной вышла в свет в 1955 году. Это был сборник под названием «Разговор с сердцем». Вскоре появляются книги «Ветер с фронта», «Современники» и «Тревога». Стихотворения моментально становились популярными, трогательные строки оказывались близкими и родными каждому человеку, прошедшему через тяготы и ужасы войны.
Когда в 1967 году Юлия Друнина приехала в Федеративную Республику Германии (ФРГ), журналисты спросили поэтессу, каким образом ей удалось сохранить женственность после того, что пришлось пережить. Юлия ответила с достоинством, подчеркнув, что именно за эту женственность, которая, по сути, есть материнство, ради спокойствия детей и погибали люди на войне.
В 1970 году вышли сборники стихов «Окопная звезда», «Бабье лето», «Я родом из детства». Фото и стихотворения писательницы часто появлялись на страницах газет и журналов. Также она написала прозаическую повесть «Алиска» - трогательное произведение о лисёнке, которого принесли домой. В 1979 году Юлия Владимировна выпустила автобиографическую книгу «С тех вершин...».
В 1990 году её избрали депутатом Верховного Совета. Женщина была полна решимости отстаивать права людей, прошедших Великую Отечественную войну, а также войну в Афганистане. Однако скоро  осознала, по собственному признанию, что депутатская должность на самом деле бесполезна для каких-либо практических действий. После этого  Друнина покинула депутатский корпус.
Смерть Юлии Друниной оказалась трагичной. Поэтесса покончила с собой. Беда случилась 20 ноября 1991 года.
 
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ, русский писатель –
95 лет со дня рождения (21.05.1924-11.03.2013)
 
Родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. Его отец Лев Александрович Васильев - кадровый офицер Царской, а впоследствии Красной армии, мама Елена Николаевна Алексеева была из старинного дворянского рода, связанного с именами А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, с общественным движением народников.
Мальчик увлекался историей и литературой, и эти два предмета «с детства переплелись в его сознании». Позже семья штатного военного переехала из Смоленска в Воронеж, где Борис и учился. В школе мальчик играл в любительских спектаклях. А ещё вместе с другом выпускал рукописный журнал.
Беззаботные школьные годы прервала война. В 1941 году Борис Васильев учился в 9 классе. Детство закончилось в один миг. В семнадцать лет Васильев пошёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон Васильева был направлен под Смоленск, попал в окружение и вышел из него только в октябре 1941 года.
16 марта 1943 года, во время воздушного десанта под Вязьмой, писатель попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии Борис Львович оставил действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив её в 1948 году, работал по специальности – инженером-испытателем боевых машин.
Все эти годы литература и писательство манили со страшной силой. Война дала множество эпических картин и героических персонажей, которые так и просились на страницы романов. В 1954 году Борис Васильев решился: он уволился из армии в звании инженер-капитана и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.
Литературным дебютом и началом творческой биографии писателя стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвящённая смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещён Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.
После этой неудачи Б.Л. Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Пробует Васильев свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Львовича были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.
Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.
Что такое настоящая слава, он узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким.
К теме войны Борис Львович Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чье, старичьё?», «Неопалимая купина» - это всё Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.
Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.
Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, автор посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.
Ещё одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.
В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
11 марта 2013 года, не дожив год до своего 90-летия, Борис Львович Васильев скончался в Москве. 14 марта писатель похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой Зорей Альбертовной.