февраль

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ, русский поэт –
235 лет со дня рождения (09.02.1783-12.04.1852)
 
Родился  9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был сыном местного помещика и пленной турчанки, впоследствии усыновлённый разорившимся дворянином А. Жуковским. Отец его, Афанасий Иванович Бунин, был помещиком, владельцем села Мишенское в Тульской губернии. Он соблазнился пленной турчанкой Сальхой, которая была подобрана русскими солдатами после осады турецкой крепости Бендеры. Привезли её в село Мишенское крепостные крестьяне Бунина, которые участвовали в осаде. Сальха была крещена и получила православное имя – Елизавета Дементьевна Турчанинова. Она и родила Бунину в его имении маленького Василия зимой 1783 года. Бунин не мог записать сына на себя, потому что в этом случае мальчик считался бы незаконнорожденным. Выход нашли очень быстро: в доме на правах приживальщика обитал некий помещик, белорус Андрей Григорьевич Жуковский, который и усыновил мальчика.
Но сразу дворянского титула, по существовавшим тогда законам, не получил. Своё образование Василий  Жуковский сначала получал в стенах частного пансиона, а затем в народном училище Тулы.
После исключения из учебного заведения с комментарием «за неспособность», юноша поселился в доме крёстной матери Юшковой, где проживали одни женщины. Тесное общение с представительницами противоположного пола ещё сильнее способствовало формированию мягкого характера писателя. В это время будущий поэт увлёкся сентиментализмом, на почве которого сошёлся с известным историком и литератором Н. Карамзиным.
В 1797 году он начинает учёбу в университетском благородном пансионе Москвы, в котором активно приобщается к миру поэзии. В творчестве он остаётся верен романтической лирике. Из-под пера автора выходят ставшие известными баллады «Кассандра», «Людмила», «Светлана».
В 1801 году поэт устраивается служить чиновником в Главную соляную контору, но эта должность совсем его не прельщала. Увлечение литературой привело к откровенному конфликту с начальником, приказавшим посадить под арест строптивого подчинённого. После освобождения Жуковский сразу уезжает на малую родину.
С 1805 года Жуковский начинает работу в журнале Н. Карамзина «Вестник Европы», а спустя 4 года становится его главным редактором. На страницах этого издания публикуется элегия «Сельское кладбище» и сентиментальная повесть «Марьина роща», принесшие ему определённую известность. Но основным источником заработка пока для него остаются переводы. Во время работы в «Вестнике Европы» он запомнился серией критических статей («Писатель в обществе», «О новой книге») и критических этюдов («О басне и баснях Крылова»). В 1810 году  Жуковский покидает журнал и уезжает из столицы, однако незадолго до начала Отечественной войны возвращается в Москву.
В творчестве поэта прослеживается очень чёткая связь между общественно-политическими событиями и мировоззрением автора. Знаменитая битва при Аустерлице нашла отражение в появлении на свет реквиема русским воинам «Песня над гробом славян-победителей».
Война с Наполеоном также оказала немаловажное влияние на творчество Василия Андреевича. Тем более что писатель был поручиком Московского ополчения и даже находился в составе резервных частей в Бородинском сражении. Перед Тарутинским боем он пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов», ставшее весьма популярным в армейских рядах.
Однако военная карьера была недолгой, и в 1813 году, после ранения,  В. Жуковский  демобилизуется. В это же время безуспешно пытается добиться руки любимой девушки М. Протасовой, браку с которой активно противилась её мать. Военные потрясения и личные переживания вылились в создание сборника «Стихотворения Василия Жуковского», включающего около 80 авторских произведений.
В 1817 году поэт окончательно переезжает жить в столицу. Здесь он поступает на службу к императорскому двору в качестве чтеца вдовствующей императрицы и учителя русской словесности принцессы Шарлоты (супруги Николая  I). Выбор Марии Фёдоровны пал на Жуковского не случайно. Ещё в 1814 году он пишет «Послание императору Александру» как спасителю и освободителю народов. Стихотворение глубоко впечатлило императорскую семью, и поэт был немедленно приглашён ко двору. В 1826 году поэт становится воспитателем и наставником цесаревича Александра.
Второе десятилетие XIX века - время расцвета таланта В.А. Жуковского. В этот период им написаны баллады «Вадим» и «Эолова арфа», а также стихи «Море» и «Цветы завета», пронизанные глубокой романтикой.
Лето 1831 года поэт проводит в Царском селе, где неподалёку поселился только что женившийся А. Пушкин. Возможно, «соревнуясь» с ним, он создаёт серию сказок - «Сказка о спящей царевне», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек».
Писатель  был близким другом А. Пушкина, которого знал с самых малых лет. Он всегда признавал гений «победителя ученика» и нередко находился рядом в трудные минуты его жизни. Василий Андреевич поддерживал его во время ссылки и многократно защищал его перед императором. Усилиями поэта была предотвращена первая дуэль с Ж. Дантесом в 1836 году.
После памятной январской дуэли 1837 года Жуковский ухаживал за своим другом до самого последнего его вздоха. Именно он сообщал взволнованной публике информацию о самочувствии раненого.
Василий Жуковский, обладавший необыкновенно тонкой душой, привнёс в российскую поэзию невиданную долю романтического субъективизма. Его творчество стало важным фактором отхода отечественной литературы от рационального псевдоклассицизма. Жуковского всегда интересовал глубокий духовный мир человека, идеи гуманизма и человечности, нравственные поиски и идеалы. «К богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники», - сказал однажды поэт.
Всегда узнаваемый стиль писателя  отличался мягкостью, выразительностью и изящностью стихотворных форм. Благодаря его талантливым переводам русская общественность смогла прикоснуться к вершинам европейского литературного творчества. Как сказал В. Белинский: «Благодаря Жуковскому - немецкая поэзия нам родная».
Большую часть своей жизни провёл в одиночестве. Только на старости лет он, наконец, решил жениться на юной Елизавете Рейтерн, дочери его старого друга. Свадьба состоялась в Германии, куда он уехал после отставки с государственной службы. Семейная идиллия длилась недолго - супруга вскоре заболела и часто находилась в подавленном состоянии. Несмотря на эти невзгоды, у пары рождаются дети. Сначала дочь Александра (1842), затем сын Павел (1845). Но оба супруга продолжают болеть, что стало препятствием к приезду в Россию.
Поэт умер 12 апреля 1852 года в немецком Баден-Бадене. Ныне его прах захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
 
ЖЮЛЬ ВЕРН, французский писатель –
190 лет со дня рождения (08.02.1828-24.03.1905)
 
Родился 8 февраля 1828 года в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от её устья. Жюль был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело. Мать писателя, урождённая Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей.
С 6 лет Жюль Верн  ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии.
Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где сдаёт экзамены за первый год обучения, затем возвращается в Нант.
Его непреодолимо влечёт театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Писатель хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учёбу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.
По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазнённый более заманчивой перспективой - литературой и театром. Он остаётся в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивает выбранную стезю - пишет комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удаётся.
В этот период Жюль Верн живёт в мансарде вместе со своим другом, и оба очень бедны. Несколько лет писатель перебивается случайными заработками. Его карьера в нотариальной конторе не складывается, поскольку не оставляет времени для литературы, не удаётся долго продержаться и в банке на должности клерка. Верн занимается в основном репетиторством со студентами юридического факультета.
Наитие привело Ж. Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, познакомился  с учёными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться.
В 1851 году  устраивается секретарём в только что открывшийся «Лирический театр» и одновременно в журнал «Мюзе де фамий». В последнем в этом же году опубликованы рассказы молодого писателя «Первые корабли мексиканского флота» (позже переименованный в «Драма в Мексике»), «Путешествие на воздушном шаре» (второе название — «Драма в воздухе»). Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Возможно, именно Дюма посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме путешествий. Жюль Верн зажёгся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи. Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.
В январе 1857 года Верн женится на двадцатишестилетней вдове Онорине де Виан (в девичестве Морель).
Французский писатель порвал с театром и в 1862 году завершил свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре». А. Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения» О. Этцелю. Роман  о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полёта, был оценён и в начале следующего года опубликован. Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Верн обязался писать по два тома в год.
Далее, будто навёрстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром: «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали учёный мир: управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полёты за пределы земного тяготения.
После пятого романа - «Дети капитана Гранта» (1868) - автор решил написанные и задуманные книги объединить в серию «Необыкновенные путешествия», а «Дети капитана Гранта» стали первой книгой трилогии, в которую вошли ещё «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Трилогию объединяет пафос её героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости: расизмом, колониализмом, работорговлей.
В 1872 году Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа.
Необычайный успех вызвал роман «Вокруг света в восемьдесят дней» (1872).
В 1878 году он издаёт роман «Пятнадцатилетний капитан», протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе «Север против Юга» (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.
Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.
9 марта 1886 года писатель  был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда.
В 1892 году стал кавалером ордена Почётного легиона.
Незадолго до смерти Верн ослеп, но всё так же продолжал надиктовывать книги.
Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.   
 
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН, русский писатель –
145 лет со дня рождения (04.02.1873-16.01.1954)
 
Родился  4 февраля 1873 года в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.
В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю». В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди -  купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Закончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме, где 13 сентября 1893 года вступил в русскую студенческую корпорацию «будь верен своему слову». За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключён в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.
 В 1902 году окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета. Служил агрономом в земстве (Клин, Луга). Опубликовал несколько книг и статей по сельскому хозяйству «Картофель в огородной и полевой культуре».
Первый рассказ писателя «Сашок» был напечатан в 1906 году в журнале «Родник». Оставив свою профессию, увлёкся фольклором и этнографией. Рождение Пришвина как писателя связано с его путешествиями по Северу (Олонец, Карелия, Норвегия). Наблюдения за природой, бытом и речью северян, записи сказов вылились в своеобразную форму путевых записей-очерков: книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). Оказавшись в центре литературной жизни, он сблизился с петербургскими декадентами (А. Ремизов, Д. Мережковский и др.). Их влияние ощутимо в рассказах «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» и повести-очерке «У стен града невидимого» (1909). Результатом поездок в Крым и Казахстан явились очерки «Адам и Ева» (1909), «Чёрный араб» (1910), «Славны бубны» (1913). Появлению первого собрания сочинений Пришвина (1912-1914, издательство «Знание») содействовал М. Горький.
М.М. Пришвин считал, что личная жизнь у человека должна сложиться. Он женился в возраст 25 лет на простой крестьянке со Смоленщины, от брака с которой у него было трое сыновей, двое из которых также приобрели известность в литературе.
В годы Первой мировой войны писатель был фронтовым корреспондентом; его очерки печатались в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русские ведомости».
После Октябрьской революции некоторое время вёл педагогическую деятельность; он страстно увлекался охотой, краеведением (жил в Ельце). Опубликовал очерк «Башмаки» (1923), охотничьи и детские рассказы, фенологические записки «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями под названием «Календарь природы» (1935). Писатель учит в них «родственному вниманию» к природе, зовёт узнавать «…лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево скала или даже лицо целого края». Параллельно этой линии у Пришвина развивается и другая: очерки, связанные между собой единым героем (чаще всего лирическим «я» писателя), его философскими, нравственными исканиями, становятся главами повести или романа. КАКОГО? В 20-е годы начат автобиографический роман «Кащеева цепь», над которым он работал до последних дней жизни (1923-1954). Романтические искания главного героя Алпатова, развиваясь на фоне жизни России и Германии конца 19 века, превращаются в историю роста творческой личности и анализ существа творческой деятельности вообще. Поэтически конкретные образы романа одновременно выступают как олицетворение мифа (Второй Адам, Марья Моревна). Примыкающая к роману повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929) вводит читателя в лабораторию художника.
Михаил Пришвин постоянно печатается в журналах «Новый мир», «Красная новь». Писатель ищет живой материал в поездках по Дальнему Востоку, Северу и Кавказу. Выступает с пропагандой жанра очерка («Мой очерк», 1933). И снова от научного знания и фольклора идёт к художественной прозе, создавая поэтические рассказы и повести. Так, очерк об оленях «Дорогие звери» предшествовал повести «Жень-шень» (первое название – «Корень жизни», 1933), одному из лучших произведений Пришвина, в котором «корень жизни» выступает как многогранная метафора, символизирующая и поиски «творчества жизни», и силу страсти, и боль утрат. Реалистичные и романтичные элементы, бывалое и небывалое, правда и сказка, сливаясь, дают сплав светлого пришвинского мироощущения. Рассказывая о путешествии по Костромской и Ярославской земле в повести «Неодетая весна» (1940), автор стремится уловить неповторимые черты переменчивого лика природы. Он создаёт жанр дневниковых записей – поэтических миниатюр. Цикл таких миниатюр составила поэма в прозе «Фацелия» (1940), о которой писатель говорил: «Это моя песнь песней». К ней примыкает и цикл «Лесная капель» (1940).
В сентябре 1941 года семья писателя вместе с ним переезжает в глухую деревню Усолье под городом Переславль Залесский и остаётся там до окончания войны. В 1943 году Михаила Пришвина награждают Орденом Трудового Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны  создаёт «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего времени» (1945, полностью опубликована 1957). В сказке-были «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанной с повестью-сказкой «Корабельная чаща» (1954), снова стремится «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Он показывает, как воля людей превращается в деяние, как правда смыкается со сказкой.
С 1946 по 1954 годы Михаил Михайлович проживает на своей даче под Звенигородом, где сейчас действует музей М.М. Пришвина. В последние годы жизни, как всегда, много сил отдавал дневникам (опубликована посмертно книга «Глаза земли», 1957). В 1957 году опубликован роман-сказка «Осударева дорога» (начатый ещё в 30-е годы), в котором встречаются история и современность.
Писатель  умер 16 января 1954 года в Москве.
 
БЕРТОЛЬТ БРЕХТ, немецкий писатель –
120 лет со дня рождения (10.02.1898-14.08.1956)
 
Родился в Аугсбурге 10 февраля 1898 года,  его отец был директором бумажной фабрики. Во время учёбы в городской реальной гимназии (1908-1917) начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.
Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрёл профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 году  стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию. По состоянию здоровья службу он нёс не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.
Возможно, биография писателя  могла бы быть совсем другой, если бы не его знакомство в 1919 году  с Л. Фейхтвангером, известным писателем, который, увидев одарённость молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 году.
Мир театра становится для него ещё  ближе после окончания в 1924 году  университета и переезда в Берлин, где он свёл знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с известным режиссёром Эрвином Пискатором в 1925 году  им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трёхгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея. Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку ему были близки идеи социализма. Приход в 1933 году  к власти А. Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет автора  и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после её оккупации, в Швецию и Финляндию. Нацисты официально в 1935 году лишили Бертольда Брехта гражданства. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы - «Мамаша Кураж и её дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), «Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком.
После окончания войны ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 году  он  уезжает жить в Швейцарию - единственную страну, выдавшую ему визу. Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.
Помимо пьес, творческое наследие писателя  включает романы «Трёхгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов. Он был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937).
В 1950 году  состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 году избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 году  он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 году получил международную Ленинскую премию Мира.
Сердечный приступ прервал жизнь драматурга, ставшего классиком, 14 августа 1956 года.
 
ЖОРЖ СИМЕНОН, бельгийский писатель –
115 лет со дня рождения (13.02.1903-04.09.1989)
 
Родился 13 февраля 1903 года  в Льеже в семье скромного служащего страховой компании. Дед Сименона был ремесленником, «шляпником», как писал позже Сименон, а прадед — шахтёром. Семья Сименонов была религиозной, и мальчик должен был каждое воскресенье ходить к мессе, хотя потом он утратил веру и перестал соблюдать обряды. Его мать хотела, чтобы её сын в будущем стал кюре или на худой конец кондитером, однако жизнь распорядилась иначе.
В доме у Сименонов жили иностранные студенты, которые снимали у них дешёвые комнаты с пансионом. Среди них было немало и русских. Они и познакомили юношу с литературой, увлекли его русской классикой и, в общем-то, определили дальнейшую судьбу. Кроме литературы, Сименон заинтересовался также медициной и правом и в дальнейшем попытался всё это совместить в своём творчестве.
Вначале он не думал о том, что станет заниматься литературным трудом, и выбрал журналистику, хотя до этого никогда не читал газет, а эту работу представлял себе лишь по романам известного в то время французского писателя Гастона Леру, который писал детективы. В них действовал главный герой сыщик-любитель Рультабиль, который носил плащ и курил коротенькую трубочку. Какое-то время он подражал своему любимому герою, а с трубкой не расставался до конца жизни. Трубку курил и комиссар Мегрэ, герой детективных произведений Сименона. В романах Гастона Леру действовали и репортёры.
Ещё будучи учеником колледжа, писатель  начал подрабатывать в редакции «Газетт де Льеж», где вёл полицейскую хронику, дважды в день обзванивая шесть полицейских участков города Льежа и посещая Центральный комиссариат. В автобиографической книге «Человек как все» Сименон вспоминал: «Писал я главным образом о жизни Льежа, о городских событиях, более или менее связанных с политикой, был весьма категоричен во мнениях и довольно скоро приобрёл некоторую известность. Подумать только! Даже мой отец читал скромные опусы своего отпрыска и вечером, за столом, разговаривал со мной о них».
Жоржу Сименону не пришлось доучиться в колледже, поскольку его отец серьёзно заболел. Юноша отбыл воинскую повинность и после смерти отца отправился в Париж, надеясь устроить там своё будущее. Какое-то время  подрабатывал в газетах и журналах в отделах судебной хроники и взахлёб читал популярные в двадцатые годы развлекательные романы. Однажды он решил, что может написать роман не хуже, и за короткое время написал своё первое крупное произведение — «Роман машинистки», который вышел в 1924 году, и с того года всего за десять лет Сименон опубликовал 300 романов и рассказов под разными псевдонимами, в том числе и Жорж Сим.
К тому времени автор  был уже женат на своей землячке из Льежа, художнице Регине Раншон, имя которой ему не нравилось, и которую он называл поэтому по-своему — Тижи. Он привез её в Париж, и она стала писать картины. Потом Сименон с юмором вспоминал, что Тижи быстрее его стала известной художницей, а он долго оставался просто её мужем, хотя уже публиковал свои произведения. Они вели богемную жизнь, посещали излюбленные художниками и писателями кафе на Монпарнасе, а когда удавалось получить хороший гонорар или продать подороже картины, уезжали путешествовать. Однажды они совершили путешествие по каналам Франции на яхте «Жинетта», и после этого Жорж решил построить свой парусник.
На этом паруснике под названием «Острот» проплыл по рекам Бельгии и Голландии, выходил в Северное море до Бремена и Вильгельмсхафена. Ему нравилось работать на паруснике, он печатал свои романы в тёплой каюте, отдыхал на палубе и наслаждался жизнью. На обратном пути они снова оказались на севере Голландии, в городке Делфзейл, и решили перезимовать там.
Так в этом порту в 1929 году и родился первый роман Сименона с участием комиссара Мегрэ, который прославит его имя. Хотя сам этот роман - «Питер Латыш» - известен мало.
К этому времени относятся такие произведения, как «Нокс неуловимый», «Мадемуазель Икс», «Господин Галле скончался», «Цена Головы». Кроме того, сочиняет множество несложных романов, которые сам считал «коммерческими» («Записки машинистки»).
С 1941 по 1943годы  жил в провинции на западе Франции в г. Фонтене ле Конт в замке Тер Нев, где продолжал писать свои романы о знаменитом комиссаре Мэгре. Позже он переезжает в Северную Америку. Жил в Квебеке, Флориде, Аризоне. Страдания людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах «Клан остендцев» (1946), «Грязь на снегу» (1948) и «Поезд» (1951).
В 1952 году Ж. Сименон становится членом Королевской академии Бельгии. В 1955 году возвращается во Францию  со второй женой Дениз Оме. Вскоре переезжает в Лозанну.
Романы Сименона - это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими произведениями он считал «психологические», или, как их называл Сименон, «трудные» романы, такие как «Поезд», «Грязь на снегу», «Поезд из Венеции», «Президент». В них с особой силой проявлялась сложность мира, человеческих взаимоотношений, психологизм жизни. В конце 1972 года писатель  принял решение не писать больше романов, оставив незаконченным очередной роман «Оскар». В последние годы жизни он написал ряд автобиографических работ, таких как «Я диктую», «Письмо к моей матери», «Простые люди», «Ветер с севера, ветер с юга». В автобиографической книге «Интимные дневники» (1981) Сименон рассказывает о семейной трагедии - самоубийстве своей дочери Мари-Жо в 1978 году, и о своей версии событий, приведших к её гибели.
Жорж Сименон был женат два раза. Первая жена писателя - художница Тижи - после шестнадцати лет семейной жизни родила ему сына Марка. Однако их совместная жизнь не сложилась. Второй женой писателя стала Дениз Ойме, у них родилось трое детей - два сына, Жан и Пьер, и дочь Мари-Жо, которая покончила с собой в возрасте 25 лет.
Произведения писателя  переведены на все основные языки мира.
Умер  в Лозанне 4 сентября 1989 года.
 
ЮЛИУС ФУЧИК, чешский писатель -
115 лет со дня рождения (23.02.1903-08.09.1943)
 
Родился 23 февраля 1903 года в Праге. Учился на философском факультете Пражского университета. Уже в 18 лет он стал членом коммунистической партии Чехословакии, а вскоре – одним из редакторов печатных органов компартии – газеты «Руде право» и журнала «Творба».
Репортажи и очерки Фучека были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов журналиста – разработка концепции социалистического искусства, которому он уделял много внимания.
В первой половине 1930-х годов писатель  несколько раз посещал СССР в качестве журналиста. И на основании полученных впечатлений  создал книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём», которую посвятил Советскому Союзу, а затем и значительный цикл художественных очерков.
Многообразная деятельность Юлиуса Фучека второй половины 1930-х годов проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии он писал боевые статьи и заметки, в которых призывал народ к отпору фашистским захватчикам и борьбе с оккупантами. А во время Второй мировой войны Юлиус, как убеждённый антифашист, был активным деятелем Движения Сопротивления.
В период гитлеровской оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе.  Будучи членом нелегального Центрального Комитета компартии Чехословакии  руководил подпольными изданиями партии, в которых публиковались его обращения к чешскому народу.
В апреле 1942 года был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, написал самую свою известную книгу «Репортаж с петлёй на шее», в которой появилась знаменитая строчка, ставшая впоследствии цитатой: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». Эта книга была опубликована уже после смерти писателя в 1945 году, а позднее переведена на 70 языков народов мира.
Она является документально-художественным свидетельством о героической борьбе антифашистского подпольного движения Чехословакии во время Второй мировой войны. Это одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе, где также суммированы размышления Фучика о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту книгу в 1950 году автор был удостоен Международной премии Мира посмертно.
Летом 1943 года писатель  был переведён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам, а затем по решению берлинского суда приговорён к казни. Юлиус Фучик был казнён в Берлине 8 сентября 1943 года.
В память о деятеле чехословацкого коммунистического движения Союзом журналистов Чешской ССР была учреждена премия имени Юлиуса Фучика, а в Советском Союзе в некоторых городах страны его именем были названы улицы.
 
ЭММАНУИЛ ГЕНРИХОВИЧ КАЗАКЕВИЧ, русский и еврейский писатель
105 лет со дня рождения (11.02.1913-22.09.1962)
 
Родился 11  февраля 1913 года в Кременчуге (ныне Полтавская область, Украина) в семье еврейского публициста и литературного критика Генеха Казакевича  и его жены, педагога Евгении Борисовны. В детстве жил с родителями и старшей сестрой Галиной (Люсей) в Гомеле, Москве, Киеве и с 1924 года в Харькове.
В 1930 году окончил Харьковский машиностроительный техникум и в 1932 году переехал с родителями в Биробиджан, где в 1934 году была образована Еврейская автономная область. Был бригадиром, инженером, начальником участка и, наконец, начальником строительства городского Дворца культуры, затем председателем еврейского колхоза «Валдгейм» (1932), организатором еврейского молодёжного театра, затем директором Биробиджанского государственного еврейского театра (1933-1934), в 1935-1938 годах - штатный сотрудник и заведующий литературной частью редакции газеты «Биробиджанэр штэрн» и заведующий литературной частью Биробиджанского ГОСЕТа.
Для Биробиджанского государственного еврейского театра осуществил переводы на идиш пьес «Чудесный сплав» Владимира Киршона (1933), «Платон Кречет» Александра Корнейчука, «Шестеро любимых» Алексея Арбузова, «Враги» Максима Горького (1937), «Очная ставка» братьев Тур и Льва Шейнина, «Профессор Полежаев» Леонида Рахманова, «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (1938), «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана.
Публиковать стихи на идише начал в 1932 году в газете «Биробиджанская звезда», первым главным редактором которой был его отец. В том же году вышел первый сборник стихотворений Эммануила Казакевича «Бирэбиджанбой» (Биробиджанстрой), за которым последовали сборник «Гройсэ вэлт» (Большой мир, 1939) и поэма «Шолэм ун Хавэ» (Шолом и Ева, 1941), а также публицистические книги «Биробиджан» (совместно с Давидом Бергельсоном, 1939) и «Дэр вэг кейн Бирэбиджан» (Дорога в Биробиджан, 1940). Стихотворение  писателя  было включено в сборник «Фарн эймланд, ин шлахт!» (За Родину, в бой!, 1941).
Уже в 1933 году стихотворение «Корейская новелла» Э. Казакевича в русском переводе Семёна Бытового было опубликовано в газете «Тихоокеанский комсомолец». Э. Казакевича - автор пьесы на идише «Молоко и мёд», поставленной в начале 1940 года Моисеем Гольдблатом. Переводил на идиш стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского (сборник избранных произведений последнего в переводах Казакевича вышел в 1934 году).
С 1937 года он  работал внештатным переводчиком в государственном издательстве «Дер Эмэс» («Правда»), для которого перевёл брошюру С. Уранова «О некоторых коварных приёмах вербовочной работы иностранных разведок» (1937), «Неведомый шедевр» Бальзака (1939) и другие книги. С 1938 года жил в Москве. Член Союза писателей СССР с 1940 года. В 1941-1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана - помощника начальника разведки армии.
Член ВКП(б) с 1944 года.
Первое произведение на русском языке - повесть «Звезда» (опубликована в первом номере журнала «Знамя» за 1947 год) принесло автору широкую известность. Роман «Весна на Одере» (1949) также принёс признание. Но военные повести «Двое в степи» (1948) и «Сердце друга» (1953) подверглись разгрому в советской критике, как и вышедшие в эпоху «оттепели» под редакцией Э. Казакевича сборники «Литературная Москва» (1956). Перу Эммануила Казакевича принадлежат также роман «Дом на площади» (вторая часть дилогии «Весна на Одере» (1956), повесть «Синяя тетрадь» (первоначально «Ленин в Разливе»  (1961), рассказы в том числе «При свете дня»  (1961), «Приезд отца в гости к сыну» (1962), и «Враги» (1962), путевые заметки «Венгерские встречи» (1955), незаконченный роман «Новая земля». В переводе Э. Казакевича на русский язык несколькими переизданиями вышла сказочная повесть К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (первое издание - 1959).
Авторский вариант повести «Звезда» на идише был опубликован в двух номерах московской газеты «Эйникайт» за апрель 1947 года, в варшавской газете «Глас народа» и под названием «Зелёные тени» отдельной книгой в Москве (1947) и в Варшаве (1954); авторский вариант романа «Весна на Одере» на идише вышел в Монтевидео отдельной книгой в 1950 году. После этих публикаций писатель к творчеству на идише, по всей видимости, больше не возвращался. Стихи Э. Казакевича в русских переводах были включены в сборник переведённых с еврейского произведений писателя «На берегах Биры и Биджана: публицистика, проза, поэзия» (Хабаровск, 1972) и в антологию «Советская еврейская поэзия» (Москва, 1985).
Писатель  умер  22 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
 
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ФЁДОРОВ, русский поэт –
100 лет со дня рождения (23.02.1918-19.04.1984)
 
Родился  23 февраля 1918 года в селе Усть-Искитимское Кузнецкого уезда Томской губернии на левом берегу реки Томи, ныне в черте города Кемерово,  в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребёнком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. «Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею - озеро, за озером - заливные луга, за лугами - быстрая пескарёвая река, за рекой - лес и далёкий туман».
Трудовая деятельность будущего поэта началась в колхозе. Затем Фёдоров учился в Новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лёхин. Однако, их сочли «упадочными» и не напечатали.
В 1938 году он был направлен на авиационный завод в Иркутске. С 1938 по 1947 годы работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи.
В 1979 году Василий Фёдоров удостоен Государственной премии СССР за лирические стихи и поэмы. Василий Фёдоров награжден тремя орденами: двумя – Трудового Красного Знамени и орденом Октябрьской революции.
В 1939 году в заводской многотиражке автор напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошёл в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института.
В 1947 году увидела свет первая книга В.Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». На Первом совещании молодых писателей Фёдоров был хорошо принят семинаром Николая Асеева. Знакомство с Александром Твардовским и положительная оценка последним его поэмы «Марьевская летопись», помогло Фёдорову перевестись с заочного на очное отделение.
В 1955 году вышла вторая книга Фёдорова – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звёзды», в 1958 году – «Дикий мёд» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР в 1968 году.
Василий Фёдоров – автор двух повестей – «Зрелость» (1953) и «Добровольцы» (1955), поэм «Ленинский подарок»(1954), «Проданная Венера»(1958), «Женитьба Дон-Жуана» (1977).
Умер  писатель 19 апреля 1984 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В 1991 году был установлен надгробный беломраморный памятник-скульптура работы А. А. Бичукова.
 
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ РОЩИН, российский драматург –
85 лет со дня рождения (10.02.1933-01.10.2010)
 
Родился в Казани 10 февраля 1933 года, в семье Михаила Наумовича Гибельмана и Клавдии Тарасовны Ефимовой-Тюркиной. Детство Михаила прошло в Севастополе. После Великой Отечественной войны семья Рощина переехала в Москву.
Учился в Педагогическом институте, на вечернем факультете. В 1958 году заочно окончил Литературный институт. Печатался с 1952 года в «Московском комсомольце». С 1957 года работал в журнале «Знамя». Работал литсотрудником в газете приволжского города Камышина,  в журнале «Новый мир». Член Союза писателей СССР с 1966 года, вошёл в Союз писателей Москвы в 1991 году, после раскола СП СССР.
Пьесы писал с 1963 года, но его первая пьеса была опубликована только в 1988 году. Первые пьесы начальству казались слишком смелыми. Только третья пьеса, «Радуга зимой», была поставлена на сцене.
70-е и 80-е были годами расцвета и всесоюзной популярности Рощина-драматурга. Он работал на грани дозволенного цензурой, но никогда эту грань не переходил. Мягко, но последовательно критиковал нравы современников, однако иронию свою замешивал прежде всего на лирике. В героях его пьес зрители узнавали самих себя, но автор никогда не судил их слишком строго.
Стал знаменитым благодаря пьесе «Валентин и Валентина», поставленной сразу в двух театрах Москвы. Его перу принадлежат много пьес, шесть сценариев к фильмам, а также проза.
Автор более десятка сборников рассказов и повестей. Публиковал дневниково-мемуарную прозу в журнале «Октябрь» (1995, 1997), там же - роман об И. А. Бунине «Князь» (2000), выпущенный позднее издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
С развалом СССР закончился и период активной самостоятельной творческой деятельности Михаила Рощина.
В 1993-1998 годы  с Алексеем Казанцевым писатель  издавал журнал «Драматург». С 1998 года был художественным руководителем Центра драматургии и режиссуры. Вёл семинар молодых драматургов в подмосковной Любимовке.
Последнее время жил в Переделкино. 1 октября 2010 года Михаил Рощин скончался от сердечного приступа.