декабрь

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ, русский поэт –
200 лет со дня рождения (18.12.1819-30.10.1898)
 
Родился 18 декабря 1819 года в центральной части России – городе Рязани. Его отец, Полонский Пётр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора. Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи.
Сначала мальчик получал домашнее образование. Но, когда ему исполнилось тринадцать лет, умерла мама. Отец был назначен на казённую должность в другой город. Он переехал, а дети остались на попечении родных Натальи Яковлевны. Они определили Якова на обучение в Первую рязанскую мужскую гимназию. В провинциальном городе это учебное заведение считалось на тот момент центром культурной жизни.
В то время на пике славы были русские поэты Александр Пушкин и Владимир Бенедиктов. Подросток Полонский зачитывался их стихами и сам понемногу начал сочинять, тем более, что заниматься рифмованием тогда стало модным. Преподаватели отмечали, что юный гимназист обладает явным поэтическим талантом и проявляет в этом отличные способности.
Решающее влияние для выбора Полонским дальнейшего литературного жизненного пути оказала встреча с поэтом, одним из основоположников романтизма в русской поэзии Жуковским Василием Андреевичем.
В 1837 году в Рязань приехал цесаревич Александр II, будущего императора принимали в мужской гимназии. Руководитель учебного заведения поручил Якову сочинить два куплета приветственных стихов. Один куплет гимназистский хор исполнял под мелодию «Боже, царя храни!», которая стала гимном России за четыре года до этого.
Приём престолонаследника прошёл успешно, и вечером руководитель гимназии устроил по этому поводу торжество. На мероприятии Яков Петрович встретился с автором слов гимна В. Жуковским, который сопровождал цесаревича в поездке. Маститый поэт хорошо отозвался о стихотворном творении Полонского. А когда гости уехали, директор гимназии вручил Якову от них золотые часы. Такой подарок и хвала Василия Андреевича закрепили мечту Полонского связать свою жизнь с литературой.
В 1838 году поступил в Московский университет. Он стал студентом юридического факультета, но по-прежнему писал стихи, принимал участие в университетском альманахе «Подземные ключи». Его очень восхищали лекции декана историко-филологического факультета Тимофея Николаевича Грановского, которые существенно повлияли на формирование мировоззрения студента.
Во времена учёбы общительный и привлекательный Яков быстро находил общий язык с сокурсниками. Особенно сблизился с Николаем Орловым, сыном генерал-майора, участника Наполеоновских войн Михаила Фёдоровича Орлова. В их доме по вечерам собирались самые известные представители науки, искусства и культуры России. С некоторыми из них Полонский завёл настоящую долгую дружбу – актёром Михаилом Щепкиным, стихотворцами Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, философом Петром Чаадаевым, историками Константином Кавелиным и Сергеем Соловьёвым, писателями Михаилом Погодиным и Алексеем Писемским.
Яков Петрович читал на вечерах свои произведения, а новые друзья помогали ему с их публикацией. Так, при помощи знакомых в 1840 году его стихи напечатали в издании «Отечественные записки». Литературные критики (в том числе и Белинский) высоко оценили первые поэтические работы молодого стихотворца, но прожить лишь за счёт сочинительства было невозможно. Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством.
Вместо положенных четырёх лет учился в университете на год дольше, так как на третьем курсе не смог сдать экзамен по римскому праву декану юридического факультета Никите Ивановичу Крылову.
В период университетской учёбы особенно тесные дружественные отношения зародились между Яковом и Иваном Тургеневым. Долгие годы они высоко оценивали литературный талант друг друга.
Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года он покинул Москву. Хоть в «Отечественных записках» и вышел первый сборник его стихов «Гамма», денег по-прежнему не было. Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался. Там Яков жил у брата известного теоретика анархизма Бакунина и часто бывал в доме наместника Воронцова. Жалования не хватало, снова приходилось давать частные уроки.
Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и поэт уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность.
В Тифлисе Полонский вёл сотрудничество с газетой «Закавказский вестник» и выпустил сборники поэзии «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Здесь же печатал рассказы, очерки, научные и публицистические статьи.
В период проживания на Кавказе увлёкся живописью. Способности к этому виду искусства были замечены у него ещё во время учёбы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней.
В 1851 году переехал в столицу. В Петербурге расширил круг своих знакомств в литературном сообществе и много трудился над новыми произведениями.
В 1855 году выпустил следующий поэтический сборник, который с большой охотой публиковали самые популярные литературные издания России – «Отечественные записки» и «Современник». Но на полученные гонорары у поэта не получалось вести даже самое скромное существование. Полонский устроился на работу в качестве преподавателя на дому к детям петербургского губернатора Н. М. Смирнова.
В 1857 году губернаторское семейство отправилось в Баден-Баден, с ними уехал и Яков. Он путешествовал по европейским странам, учился рисованию у живописцев Франции, свёл знакомства с представителями иностранной и русской литературы (в круг его новых знакомых входил и знаменитый Александр Дюма).
В 1858 году отказался от должности учителя губернаторских детей, так как не смог больше ладить с их матерью – вздорной и фанатически религиозной Александрой Осиповной Смирновой-Россет. Он попытался остаться в Женеве и заняться живописью. Но вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово». Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора.
В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».
В 1860 году поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года.
В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.
В конце жизни в своём творчестве поэт всё чаще обращался к религиозно-мистическим темам (старость, смерть, мимолетное человеческое счастье). В 1890 году вышел его последний сборник стихов «Вечный звон». Наиболее значимым произведением Полонского считается шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант».
Умер Яков Петрович 30 октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.
 
ЕВГЕНИЯ СОЛОМОНОВНА ГИНЗБУРГ, русская писательница –
115 лет со дня рождения (20.12.1904-25.05.1977)
 
Родилась 20  декабря 1904 года в Москве. Через пять лет семья перебралась в Казань, где родилась сестра Евгении – Наталья. Родители Соломон Абрамович и Ревекка Марковна до революции владели аптекой. Семью Гинзбургов хорошо знали и уважали в Казани. Как и подобало положению, отец и мать хотели отправить старшую дочь на учёбу за границу – в университет Женевы, но планы спутала революция 1917 года.
Евгения получила образование в Казанском университете и Восточном педагогическом институте, где изучала филологию и историю. После окончания института защитила кандидатскую диссертацию, занялась журналистикой - работала руководителем отдела культуры в редакции газеты «Красная Татария», а также преподавала историю партии. Гинзбург в совершенстве владела французским и немецким языками, за время проживания в Казани освоила и татарский.
В 28 лет, как положено преподавателю общественных наук, вступила в ряды коммунистической партии. Как потом сама писала, если бы приказали, отдала бы за неё жизнь. Сестра Наталья выбрала научную стезю - стала социологом, работала в Ленинградском финансово-экономическом институте, а ещё писала стихи.
Когда заходит речь о литературных произведениях, повествующих о сталинских репрессиях, в первую очередь называют авторов - Варлама Шаламова, Александра Солженицына. Но и мемуары Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» - такое же свидетельство ужасов и человеческого мужества той эпохи. В этом произведении нашло отражение всё увиденное и пережитое этой женщиной за десять лет лагерей и восемь лет ссылки.
Автобиографический роман – не совсем воспоминания жертвы, скорее, заметки наблюдателя. Интерес Гинзбург к тем сторонам жизни, которые открылись в застенках, помог отвлечься от собственных страданий. Нечеловеческие условия существования развеяли иллюзии и заставили по - новому взглянуть на человеческие отношения. Какой надо было иметь внутренний стержень, чтобы не сломаться от жалости к себе, а вспоминать стихи и, как она писала в главе «Седьмой вагон», проводить параллели между идущими по этапу и женами декабристов.
Была репрессирована в 1937 году, приговорена к тюремному заключению Военной коллегией Верховного Суда по статье 58, пункты 8 и 11, обвинена в участии в троцкистской террористической организации. Приговор: 10 лет тюремного заключения, 5 лет поражения в правах  с конфискацией имущества. В августе того же года, как «отец и мать врага народа», были арестованы её родители. Провела 10 лет в тюрьмах (в том числе в Бутырках и Ярославском полит изоляторе) и колымских лагерях (Эльген, Таскан), 8 лет в «бессрочной» ссылке.
В ссылке в Магадане Евгения Гинзбург вышла замуж за заключённого доктора Антона Яковлевича Вальтера. Пара удочерила девочку, полную сироту Антонину Хинчинскую.
Добившись полной реабилитации, Гинзбург почти 10 лет провела во Львове, где жила по адресу ул. Шевченко, 8, вместе с мужем Антоном Вальтером. После его смерти в 1966 году вновь осела в Москве
Первая часть «Крутого маршрута» была написана в 1967 году, тогда же стала широко распространяться в Советском Союзе самиздатом. Вторая увидела свет в 1975-1977 годах. Впервые, но без ведома автора, роман издан в Италии. Власти СССР осмелились официально опубликовать «Крутой маршрут» только в 1988 году.
По некоторым сведениям, живя во Львове, Гинзбург написала другой вариант «Крутого маршрута» - «Под сенью Люциферова крыла», более резкий и нетерпимый по отношению к сталинизму. Но в 1965 году уничтожила рукопись и черновики, опасаясь нового ареста и ссылки.
По мотивам романа известным режиссёром Галиной Волчек поставлен спектакль «Крутой маршрут». Роли в нём исполнили звёзды российской сцены и кинематографа Марина Неёлова, Нина Дорошина, Алла Покровская. В 2009 году союз кинематографистов из Германии, Польши и Бельгии сделал попытку снять на основе книги художественный фильм, но большой аудитории не завоевал.
Умерла Евгения Гинзбург в 1977 году. Причиной смерти стал рак груди, болезнь писательница тщательно скрывала. Похоронена на Кузьминском кладбище в Москве.
 
НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ЗАДОРНОВ, русский писатель –
110 лет со дня рождения (05.12.1909-18.09.1992)
 
Родился в г. Пензе 5 декабря 1909 года. Детские и школьные годы писателя пришли в Чите, где жила семья Задорновых. С детства он прикоснулся к истории. Видел японскую оккупацию, жил в городе, жизнь которому дали ссыльные декабристы. В школе Николай  был организатором агитационного театра. В первые годы Советской власти это считалось революционным и очень современным. После окончания 8 класса Задорнов был отправлен отцом на родину, в Пензу. Не покидая школы, в последний учебный год начал работать в профессиональном театре, где ему давали небольшие выходные роли. В 1926 году окончив школу,  стал актёром. С театром объездил многие города Сибири и Дальнего Востока, особенно успешной была его работа во Владивостоке. Пробовал свои силы в журналистике. 1937 год стал для Николая Павловича знаменательным, в печати появляется его первая повесть «Могусюмка и Гурьяныч». А позже он переезжает в Комсомольск-на-Амуре, город первостроителей, с которым у Задорнова будет связано девять лет жизни.
В городе юности писатель начал работать заведующим литературной частью театра и параллельно сотрудничал с  местной городской газетой и на радио, руководил кружком воинов-строителей. В Комсомольском театре игрались пьесы о дальневосточной границе. Их тогда ставили в лучших столичных театрах и по всей стране. В 1939 году за исполнение роли японца в пьесе           Н. Погодина «Падь серебряная» Николай Задорнов получил благодарность и грамоту от командования корпусом военно-строительных частей, а в 1940 году был премирован и получил благодарность дирекции за работу по подготовке пьесы «Человек с ружьём».
Литературное объединение Комсомольска, решив издать сборник об истории города юности, поручило Н.П. Задорнову написать очерк о селе Пермском. Поиски материала привели его к 60-м годам прошлого столетия, когда русские крестьяне пришли на Дальний Восток. В Комсомольске ещё жили в ту пору участники переселения, пришедшие на Амур с детьми. Память их хранила интересные сведения о прошлом. Так зародился роман «Амур-батюшка», первая часть которого издана в 1940 году. В Хабаровске, куда автор увёз своё произведение, роман успели напечатать во втором и третьем номерах журнала «На рубеже» в 1941году, до начала Великой Отечественной войны.
В 1944 году Николая Павловича приняли в члены Союза писателей России. За год-два до этого события писатель задумал роман о Невельском. В поисках героев для своих очерков о тружениках Охотского моря Задорнов немало попутешествовал по Дальнему Востоку по местам, где совершали свои открытия русские моряки. Писателя всё больше интересовала личность адмирала.
Николай Павлович видел в русском адмирале передового человек, патриота и мыслителя, который отчётливо представлял будущее своей родины как страны, находящейся в теснейшей связи со всеми великим странами, лежавшими в бассейне Тихого океана. «К таким учёным, как Невельской, - считал он, - не было должного уважения. Их ненавидели явные и тайные враги России, а также реакционеры, не представлявшие завтрашнего дня своего Отечества, никогда не бывавшие за Уралом. Свои открытия на Дальнем Востоке адмирал Невельской делал вопреки приказу, на свой страх и риск».
Осенью 1945 года начался освободительный поход Советской Армии против японских милитаристов. Вместе с писателями А. Гаем Д. Нагишкиным, Н. Рогалем, Ю. Шестаковой писатель попросился на фронт. Всех дальневосточных писателей не стали зачислять в армию, а оформили как корреспондентов Хабаровского краевого отделения ТАСС и перебросили в Китай. Задорнов много колесил по Маньчжурии, разговаривал с пленными японскими полковниками и генералами. Увиденное и пережитое во время войны позднее нашло отражение в исторических романах об экспедиции адмирала Путятина в Японию. Все эти годы он изучал жизнь местных народностей, работал в архивах и писал продолжение первой части романа «Амур-батюшка». В 1946 году вторая книга романа увидела свет. Её переиздали в Москве и Ленинграде, затем перевели на многие европейские языки. Писатель продолжил роман. Новая книга «Золотая лихорадка» вышла в 1969 году.
С осени 1946 года, работая редактором Русского альманаха и руководителем секции русских писателей в Латвии, продолжает писать повести «Мангму» и «Маркешкино ружьё». Получился роман «Далёкий край».
После работы в центральных архивах страны, осенью 1948 года, писатель вернулся в Ригу и за 3 месяца написал роман «К океану». Оба эти романа опубликованы в 1949 году, а в 1956-1958 годах - две книги романа «Капитан Невельской». Цикл романов об историческом подвиге русского народа на Дальнем Востоке завершён публикацией книги «Война за океан» (1963).
В 1952 году за создание исторических романов «Амур-батюшка», «Далёкий край», «К океану» Н. П. Задорнову была присуждена Государственная премия СССР.
Рижский период жизни Задорнова был самым длительным и плодотворным. По его инициативе в Союзе писателей Латвии была создана секция русских писателей, которую он возглавил. Он собирал и привлекал талантливую молодёжь, читал лекции о литературе, был первым редактором литературно-публицистического журнала «Парус», в котором публиковали произведения латвийских авторов на русском языке.
Занимался переводами своих романов на латышский язык. В конце шестидесятых - в семидесятые годы Николай Задорнов написал трилогию - «Цунами», «Симода» и «Хэда». Действие этих исторических романов происходит в середине прошлого века. Крымская война. Юг России в огне. А в это время адмирал Путятин идёт к берегам Японии, чтобы установить с ней торговые, экономические, дипломатические отношения, участники экспедиции попадают в драматическую ситуацию: сокрушительные удары цунами разрушают русское судно «Диана». Русские моряки остаются в Японии, начинают строить новый корабль, чтобы вернуться на Родину...
В поисках материала для своего произведения Николай Павлович дважды побывал в Японии, жил в деревне Хэда, на рыбацком корабле ходил по морю к подножию горы Фудзияма, где погиб адмирал Путятин, плавал на корабле в Гонконг. К японским архивным документам Задорнов допущен не был. Но интересные сведения об исторических лицах, интересовавших писателя, ему сообщил господин Кавада - молодой учёный архива императорского двора. Трилогия «Хэда», «Цунами» и «Симода», объединённая позднее под общим названием «Сага о русских аргонавтах», была принята с огромным интересом не только российскими читателями, но и мастерами японской литературы как явление совершенно оригинальное. В Токио книги вышли в издательстве «Асахи».
В 1977-1979 годах в издательстве «Художественная литература» вышло шеститомное собрание сочинений Н. П. Задорнова.
В последние годы жизни Николай Павлович задумал цикл романов о Владивостоке. Были написаны и изданы романы «Гонконг», «Владычица морей», «Ветер плодородия», шла работа над романом «Богатая грива». В последнем завершённом романе «Ветер плодородия» писатель поднял историческую тему взаимоотношений России и Китая. С глубоким знанием он раскрыл дипломатические, торговые, бытовые, культурные, экономические связи народов.
Многие критики, исследователи и биографы Задорнова отмечали его взыскательность по отношению к самому себе. Николай Павлович никогда не удовлетворялся первой редакцией. Он правил, дописывал, вычёркивал, управлял, появлялись новые эпизоды, шлифовались диалоги....
Николай Павлович Задорнов скончался в 1992 году, на 83-м году жизни.